Posted 21 января 2018, 17:29
Published 21 января 2018, 17:29
Modified 7 марта, 16:55
Updated 7 марта, 16:55
На первый взгляд, грядущая цифровая революция никаких подводных камней для телезрителя не таит. По данным ФГУП РТРС, до 2010 года почти половина жителей России (44%) могла принимать не более четырёх телеканалов. При этом возможности развития аналогового вещания были исчерпаны. Благодаря внедрению цифровых технологий вещания к концу 2018 года 98,4% жителей страны смогут смотреть 10 телеканалов первого мультиплекса, более 98% телезрителей — 20 каналов первого и второго мультиплексов.
Пакет цифровых каналов РТРС-1 (первый мультиплекс) включает общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы - Первый, Россия-1, Россия-24, Россия-Культура, Карусель (детский), Матч (спортивный), а так же НТВ, 5 канала, ОТР и ТВЦ.
Во второй мультиплекс отобраны РЕН, СТС, ТНТ, ТВ-3, Мир, Звезда, Пятница, Муз, Спас и Домашний.
На телевизоре пользователей эти два десятка каналов и составят первые 20 кнопок. За них не надо будет платить ни копейки. Они пойдут в настоящем цифровом качестве по картинке и звуку.
Классно? Еще бы! В любом чуме и заброшенной деревне наступит та же благодать, что и для жителей больших городов. Если, конечно, телевизоры у граждан смогут принимать цифровой сигнал (если нет, то им предложат поставить специальный тюнер).
Однако список каналов не включает в себя ни одного регионального. Все они будут идти из столичных источников и никак не подразумевают изменения сетки вещания на местном уровне. Как говорится, централизация полная и окончательная! Известная формула "говорит и показывает Москва" вернётся на новом историческом витке.
Вопрос, куда же денутся региональные (областные, городские, муниципальные, частные, поселковые) телеканалы, коих в России за последние четверть века наплодилось более полутора тысяч?
Как жители городка Н или рабочего поселка Х узнают о погоде, заявлениях своего мэра и перспективах по ремонту дорог или водопровода? И что будет с целой индустрией, в которой по самым скромным подсчетам работают около ста тысяч человек - журналистов, редакторов, операторов, техников, режиссёров, администраторов, водителей, продюсеров?
На форумах профессионалов телевидения "региональщики" хватаются за головы и глотают валокордин, пытаясь представить образ туманного будущего.
Андрей Слащёв, директор МУП телерадиокомпания «Кунгур» - в интервью "НИ":
Мы на цифру (в мультиплекс) не переходим. Нас туда никто не пустит. У нас только ВГТРК перешли на цифру. Они попали во второй мультиплекс. Больше никто, кроме них туда не попал и не попадёт в ближайшие десять – двадцать лет.
А что касается того, как мы к этому относимся – мы уже пострадали от того, что наш региональный партнёр РЕН ТВ вошёл во второй мультиплекс, и мы как сетевые партнёры телеканала РЕН ТВ потеряли аудиторию от того, что зрители видят РЕН ТВ на втором мультиплексе и, в связи с тем, что мы остались в аналоге, который сейчас практически никто не смотрит – это очень большая проблема, которую решить мы не можем. Ни один директор вам не ответит на вопрос, как это решать. Можно развивать кабельные сети и уходить в кабель, там ещё осталась аудитория, которая кабелем пользуется, особенно в крупных городах, где развиты кабельные сети – там да, там нас видят, и мы там присутствуем. Мы статистический анализ не делали, так как на наших территориях никто статистические опросы не проводит, а измерительной техники у нас просто нет. Но по ощущениям, мы потеряли процентов 40 зрителей. Для нас это очень-очень ощутимо...
Это - первая типичная ситуация с региональными компаниями (сейчас плохо, а будет еще хуже). Во второй (и куда меньшей по числу) группе телестанций шансы на выживание есть, и неплохие.
Евгений Смирнов, директор телекомпании «Соликамск ТВ» - в интервью "НИ":
Мы живём спокойно, потому что десять лет назад поняли, что нас ждёт ситуация, которая складывается сегодня и стали «загонять» телевизионный сигнал в кабельную сеть. В нашем городе – две телевизионные компании. Для города с населением около ста тысяч - это феномен – обе телевизионные компании работают в кабеле. Из крупных операторов с нами работает МТС и обе телекомпании завели в свои сети, уже года три.
Десять лет назад мы частично вещали на телеканале «Культура», на «Пятом» канале. Это помогало охватывать близлежащие деревни. Сначала мы потеряли сигнал на канале «Культура», потом и на «Пятом». При этом цифровое вещание в кабелях оставалось неизменным. А благодаря МТСу охват увеличился на 4 тысячи домохозяйств. У нас нет аналоговых сигналов, мы вещаем только в цифровом формате. Так случилось, что десять лет назад мой предшественник попал на выставку в Москве и вернулся с пониманием того, что вкладывать деньги и развивать имеет смысл только цифровое вещание. Они начали в буквальном смысле рыть землю. И вкладывать туда кабель. Тогда были большие хлопоты, но, как жизнь показала – это лучший вариант. Мы – абсолютно независимы и сейчас не должны перестраиваться. И та аудитория, которую мы завоевали за эти годы – она наша. Население провинциальное достаточно консервативно и с трудом переходит с канала на канал. Тем, кому дали мультиплексы – они их смотрят. Но, в любом случае, зрители не отказываются от местного телевидения, смотрят свои новости.
Мало того, в Соликамске, обжегшись на сотрудничестве с федеральными каналами, отказались и от федерального контента, полностью заменив его своим собственным.
Впрочем, вопрос, быть или не быть сетевым партнером федерального канала после перехода на цифру, пока не стоит. Во многих городах и весях складывается уникальная ситуация, когда программы и фильмы одного и того же канала можно смотреть на разных: в одном виде - от мультиплексов (то есть кнопки с 1 по 20), в другом - на местном кабельном или пока аналоговом вещании, но уже со вставками от региональных компаний.
Максим Пасютин, директор телекомпании "Березники ТВ" - в интервью "НИ":
Надо понимать, что все находятся в очень разных условиях. В одних городах частота принадлежит телеканалу и там будут, скорее всего, достаточно жёсткие условия, когда телеканал будет полностью отказываться от регионального партнёра во исполнение федерального закона. А наша ситуация – другая. Эфирная частота принадлежит нам и на сегодняшний день федеральный партнёр (СТС) заинтересован в нас, как минимум, точно не меньше, чем мы в нём. Березники, в которых мы работаем – это город, входящий в панельный Медиаскоп.
Мы вещаем в аналоговом формате, и мы есть в кабеле. Вопрос заключается в том, что федеральное законодательство требует от федерального вещателя единообразие сигнала во всех средах. И весь риск заключается в том, что СТС-Березники теперь будут не на 13 кнопке, где сам СТС в кабеле, а на 89 или 74, в зависимости от того, какую кнопку оператор выделит. Но мы в этом не видим никаких рисков для собственного бизнеса, потому что достаточно большую долю доходов мы получаем, размещая рекламу в нашей получасовке, которая относится к региональному окну и в тех форматах, которые размещаются в этом окне, и мы знаем точно, что зритель, который хочет посмотреть местные новости найдет телеканал, даже, если он будет на 89 кнопке. Вот и вся логика.
Абсолютно точно можно утверждать одно: люди, которые смотрят канал ради местных новостей, этого не перестанут делать, и найдут канал в одной, другой, третьей среде. Будут адаптироваться к изменениям. У нас только новостной контент. В рамках наших получасовок, региональных окон. Это система, которая работает практически у всех сетевых партнёров. У всех крупных, которые попадают в мультиплекс – точно.
И все же - что будет в "день Х", когда отключат рубильник аналогового вещания? В национальной ассоциации телевещателей "НИ" заверили, что такого дня... может и не быть вовсе!
Александр Широких, генеральный директор Национальной ассоциации телевещателей - в интервью "НИ":
16 октября 2018 года произойдёт так называемое отключение аналогового вещания. «Так называемое» - потому что никто принудительно отключать не будет, но государство прекращает субсидирование аналогового распространение каналов первого мультиплекса. Соответственно, после этого начнётся передел рынка.
Поскольку региональным каналам не получается попасть в мультиплексы, они все эти годы бились, и НАТ бился за то, чтобы появился так называемый третий мультиплекс (местный мультиплекс), но сильно не преуспели, воз и ныне там, никакого третьего мультиплекса нет, и, если он и будет, не раньше окончания президентских выборов к этому вопросу точно никто не вернётся. Официальная позиция государства по вопросу «почему нет?» - потому что, по мнению государства, это создаёт цифровое неравенство, потому что не во всех регионах есть телеканалы, которые вещают круглосуточно и могли бы быть включены в состав мультиплекса. В каких-то регионах четыре телеканала есть, а в каких-то – ноль. Это создаёт неравенство, что неправильно.
Соответственно, все региональные каналы пытаются остаться на плаву, для этого в прошлом году удалось продавить так называемый закон про «21 кнопку», и 72 региональных телеканала получили 21 кнопку – это бесплатное распространение в кабельных сетях. Это очень хорошая подмога для них. В данном случае эфирного нового вещания никто не дал, а вот кабельное, причём бесплатное, им пробили для своего региона. Это называется «Закон о 21 кнопке». Сейчас мы пытаемся пробивать «Закон о 22 кнопке», который бы позволил ещё 163 телекомпаниям, более маленьким, получить аналогичную привилегию. Но пока говорить об этом, как о состоявшемся факте, рано. Речь идёт о муниципальных каналах и о так называемой «22 кнопке».
Что делать в регионах, где кабельное вещание не развито – мало многоквартирных домов, большой частный сектор и прилегающие сельские поселения?
Когда я сказал, что это – «так называемое отключение аналогового вещания», я говорил о том, что никакого насильного отключения не будет. Если компания может платить РТРС за распространение аналогового сигнала – плати, твой аналог никто не забирает. Кроме того, существует ещё спутниковое вещание. Для Кавказа, например, где большинство населённых пунктов – это частная малоэтажная застройка, там очень развит «Триколор».
Многие Северокавказские телеканалы вещают в «Триколоре» и таким образом решают проблему. Спутниковое телевидение стоит достаточно много денег, если канал может себе это позволить, он так и работает. Что делать ещё? Биться за цифровое будущее и надеяться, что после 18 марта 2018 года ситуация станет полегче, и мы будем добиваться создания локального мультиплекса.
Какая на сегодняшний день модель выживания и развития маленьких каналов?
У каждого – своя. Рынок регионального телевидения очень фрагментированный, поэтому говорить об одной какой-то модели нельзя. Если говорить о региональных телекомпаниях, из существует несколько видов. Первое – так называемые «двадцать первые кнопки». Они совсем не «маленькие». Это крупные, серьёзные телекомпании, в которых работает до пятисот человек. Дальше существует сегмент муниципальных телекомпаний, для которых мы сейчас пытаемся пробить 22 кнопку – это будет их модель выживания. Существует и третья модель – компании, которые существуют за счёт сетевого партнёрства. У них сейчас непростая история, потому что изменяется сама схема сетевого партнёрства. Первый вариант – договориться с текущим партнёром, второй - найти нового сетевого партнёра, и такие варианты есть – это канал РБК, и 360, и 8 канал. Третий вариант - переходить на самопрограммирование.
Новые каналы ГазпромМедиа как-то облегчают ситуацию?
Они предложены партнёрам ТНТ. ТНТ разрывает свои сетевые партнёрства и взамен предлагает «Супер» или «ТНТ 4», и если компания не может перейти на самопрограммирование, они их берёт. Но, с другой стороны, надо понимать, что ты не сможешь на «Супере» зарабатывать те же деньги, которые годами зарабатывал на ТНТ. Поэтому, конечно, это история рабочая, но не равноценная.
Если переходить на самопрограммирование, возникает потребность покупать контент. Есть ли в России рынок агрегаторов?
Да, есть. Существует, как минимум, три компании: «Национальный телевизионный синдикат», «Мастер решений» и «СТП». Есть конкуренция, поэтому нет монопольных задранных цен. Существует рынок. Я уже не говорю о том, что телекомпании могут между собой меняться контентом, это вообще не стоит никаких денег, он не всегда интересный, но и у агрегаторов тоже не шедевры. Или не всё – шедевры.
Почему бы муниципальным компаниям не плюнуть на аналоговое вещание и не перейти в интернет?
Потому что существует стереотип, что ты берёшь деньги за рекламу по количеству аудитории. На самом деле, рекламодателю не нужны эти деревенские старушки, которые всё равно ничего не покупают. Но, к сожалению, переломить и объяснить, что аудитория кабеля значительно ценнее, хоть она и меньше количественно, но она ценнее, потому что это люде платёжеспособные, которые привыкли процент своего дохода отдавать за кабельное телевидение. И значит, они интереснее рекламодателю, они покупают мобильные телефоны, кроссовки и так далее. Пока все в основном боятся. Мы активно двигаем людей в сторону интернета. Сейчас ведём переговоры, чтобы Яндекс начал вещать региональные каналы, и это со дня на день начнётся, в сервисы загоняем каналы – SPB TV, Peers.TV, в социальные сети, учим работать с молодёжью – в Одноклассники, Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграмме.
Решение отключить аналоговое вещание – политическое или экономическое? Вымываются все местные новости, и вся информация оказывается под контролем ВГТРК…
Я думаю, что и экономическая, и политическая подоплёка у этого решения. Политическая предыстория лежит в ситуации с томской телекомпанией ТВ-2. А экономическая связана с тем, что каналы первых двух мультиплексов, им не выгодно делить сузившийся рекламный пирог. Они лоббируют отказ от третьего мультиплекса.
Как в России функционирует рынок телевизионного контента? Во всём мире существуют ярмарки. А наши агрегаторы где покупают продукт?
Агрегаторы ездят на телерынки, покупают контент, потом многократно его монетизируют, продавая в регионы. Как правило, это вторые-третьи показы, так как регионы не могут платить много. Хотя, телепроизводство подешевело, и цены у агрегаторов сейчас значительно ниже, чем были пять – десять лет назад.
КСТАТИ
Переход с одного контента на другой, смена федеральных партнеров - процесс болезненный и не обходится без потерь. В условиях жесткой конкуренции телеканалов друг с другом и телевидения с интернетом появление новичков на телерынке происходит почти незаметно - как для зрителей, так и для измерителей аудитории. Например, на первой неделе после запуска, с 1 января 2018 года, аудитория «канала романтических комедий» «Супер», нового эфирного проекта холдинга «Газпром-Медиа», составила в среднем 3,5 тыс. зрителей 14–44 лет в сутки, свидетельствуют данные исследовательской компании Mediascope.
Средний рейтинг за первые семь дней вещания в целевой аудитории равнялся 0,01%, среднесуточная доля — 0,07%. Таким образом, «Супер» — как ранее заявлял «Газпром-Медиа», «федеральный канал от талантливых креативных продюсеров» — посмотрели 0,01% всех жителей крупных городов в возрасте 14–44 лет и 0,07% всех, кто в первую неделю января включал телевизор. Самые низкие показатели нового вещателя были зафиксированы 4 января: тогда каналу уделили внимание 1 тыс. человек, рейтинг составил 0,003%, доля аудитории — 0,022%.
Впрочем, легкой жизни в медиабизнесе уже давно нет. Даже комедии Гайдая на Первом 31 декабря вечером смотрела вовсе не вся страна, а всего-то 6,5 млн человек. И по нынешним временам такая доля считается вовсе неплохой даже для самого крутого телеканала.