"Жадничать - последнее дело". 33 совета от успешного бизнесмена
19 января 2018, 12:58
В мире выходят тысячи книг о правильном ведении бизнеса, но большинство из них бесполезны. На самом деле всё можно уложить в три десятка правил, которые не стоит нарушать никогда - и вы точно добъетесь успеха
Артур Шомахов, живет и работает в Японии, а советы о том, как вести бизнес регулярно дает на своей страничке в ФБ.
Качество работы ваших людей не зависит от того количества денег, которое они зарабатывают. Я это знаю точно. Но платить вы должны столько, сколько может позволить себе компания. Жадничать — последнее дело.
Если работник говорит, что он уйдет, и вы сразу повышаете ему заработную плату в надежде оставить — значит, вы ему недоплачивали.
Если работник хочет уйти (по любой причине!), никогда его не останавливайте. Он все равно уйдет. Максимум того, что вы могли ему дать — вы уже дали.
У нас в компании нет постоянных планерок. Когда все знают, что надо делать, в сборищах нет необходимости. Совещания собираются только по конкретным поводам и только в ситуации, когда надо коллективное участие. Иногда у нас нет общих собраний месяцами.
Все, что вы должны делать как владелец бизнеса, — это не мешать людям работать, создавать правила игры, следить за тем, чтобы законы, которые вы установили, соблюдались неукоснительно, и определять стратегию развития. Все.
Выбирайте всегда самых лучших людей, которые вам доступны. И не бойтесь, что они будут умнее вас — это нормально. В конце концов, они работают на вас, а не наоборот.
Два человека в компании всегда должны выглядеть идеально — это исполнительный директор и ассистент президента. Все остальные пусть ходят на работу как хотят.
Есть три книги, которые стоит прочитать по бизнесу: а) «Бизнес в стиле фанк» — авторы Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстале, б) «Жесткий менеджмент» Дэна Кеннеди, с) «Продавая незримое» Гарри Беквита. Эти книги работают. Все остальное — для общего развития. Кто хочет поумничать — у меня изученных 200 книг по бизнесу только в Японии, и я знаю, о чем говорю. Мне жаль потраченного времени.
Если бить в одну точку и не сходить с пути — вы добьетесь успеха в любом случае. Еще раз — в любом случае. Нельзя ошибиться в самом главном — в направлении, но на то вы и босс, не так ли?
Отвечайте всегда за свои слова. Или держите рот закрытым, если не уверены.
В разговорах с партнерами и клиентами всегда оставляйте за собой право на люфт. Вы не можете отвечать за все события в этом мире, которые влияют на конечный результат, но вы можете дать понять: вы сделаете все возможное, что от вас зависит. Это японская фишка. И она — тоже работает. Если вы делаете все возможное на самом деле.
Доверять партнерам можно и нужно, но никогда не верьте клиентам. Ни при каких условиях. Ни за что. Ваш клиент может быть совершенно искренним человеком, но завтра его переедет трамвай, и вы будете с долгами на руках. Я видел десятки компаний (в Японии, России и по всему миру!) которые умирали только потому, что верили клиентам. Есть возможность — страхуйте риски. Нет возможности — есть аккредитивы, предоплата, банковские гарантии и отпуск товара по факту.
У вас должен быть профессиональный сторонний аудит. Всегда. И это — не обсуждается.
Следите за своим здоровьем. Иначе вы подарите все другим людям. И не факт, что вашим близким.
Доверяйте себе. Если вам кажется, что что-то — не так, значит что-то — точно не так!
Репутация, ваша и компании, это не то, от чего «приятно на душе», а то, что приносит заказы.
Не спите со своими работниками. Даже если она «самая волшебная на всем белом свете». Кончается всегда не так, как вы думаете. Всегда! В этом мире 4 000 000 000 женщин. Достаточный выбор, на мой взгляд, для того чтобы не трогать тех, кто на вас работает. Ничего общего с ханжеством — просто вопрос эффективности бизнеса.
Не держите на работе семейные пары. «Люлей» получает один, а хмурятся — двое. В нашей компании — это закон с момента основания. Люди находили пары на работе (и не раз, и не два!), но все знали правила игры, и кто-то уходил. И потом говорили — спасибо.
На серьезных направлениях всегда работают минимум двое. Минимум!
Весь ваш авторитет кончается ровно в том момент, когда у вас нет денег выдать заработную плату. Мне везло, у меня такого (тьфу-тьфу-тьфу!) не было, но я видел многие компании, где так было. Печальное зрелище.
Бизнес — это работа на капитализацию, а не на ежемесячный доход. Понимайте это хорошо. Если вы не можете продать компанию, потому что она никому не нужна, то вы такой же наемный работник, только у вас мера ответственности больше в разы.
Не стройте на работе «братство» и «семью». Я много лет пытался это делать. Это никому не надо ни в России, ни в Японии, ни в мире. Эта модель не работает. Ваши люди приходят зарабатывать деньги, а вы делаете свое дело. Вот и все.
Были года, когда мои работники зарабатывали больше меня. Это непросто. Но если вы идете с нуля, к сожалению, это неизбежность.
С определенного этапа вы вынуждены брать чужие деньги потому, что своих уже не хватает. Это неизбежное зло. Иначе нет развития. Будьте осторожны в выборе тех, кто вам предлагает свои финансы. Деньги обладают очень злой энергетикой. Будьте предельно щепетильны, иначе один «неправильный» доллар сегодня — завтра заберет все.
Когда не верят в ваши идеи — это нормально. Важно, чтобы вы сами верили в них. Потому что вера принесет стратегию, а стратегия принесет достижение цели.
Самое важное в бизнесе — это интуиция. Маркетологи, социологи, консультанты и прочие специалисты по ведению бизнеса имеют смысл только тогда, когда вы уже чего-то добились. Честно говоря, я вообще не верю в перечисленных умников. Правильный человек может подсказать вам правильный вектор, но если вы не пропустите идею через себя, не почувствуете ее, не поймете — у вас ничего не получится.
Какой бы рынок не был плотный, всегда есть место и время для еще одного бизнеса.
Нет денег — идите в сферу услуг. Есть деньги — идите в производство.
Даже если ничего не получилось, всегда можно начать с чистого листа. Потому что вы ведь выполняли неукоснительно пункт 15, не так ли?
Для того чтобы перелететь из Москвы в Токио не надо быть пилотом, конструктором самолетов, технологом самолетов или самолетостроителем. Достаточно быть пассажиром. Ваше дело — соединять звенья, а не ковать их заново. Все, что можно, — на аутсорсинг. У нас нет складов, заводов, пароходов, стивидоров и торговых сетей, мы просто всех связали в одну цепочку.
Счастлив тот, кто сегодня может поставлять товары на внутренний китайский рынок. Мы это можем. Ищите клиентов по всему миру, а не в соседнем дворе. Одна компания в Китае ворочает объемами больше, чем 20 европейских славных традиционных фирм с вековыми историями. Идите на центральную ярмарочную площадь, а не шарьте по закоулкам.
Чтобы удержать позиции, надо бежать очень быстро. Чтобы развиваться — бежать изо всех сил. Это не красивая аналогия. Это чертова реальность.