Posted 19 января 2018, 13:22
Published 19 января 2018, 13:22
Modified 7 марта, 16:56
Updated 7 марта, 16:56
Под давлением общественного мнения Минкультуры РФ сдвинуло дату выхода фильма "Приключения Паддингтона 2", он выйдет в прокат в субботу 20 января. Однако еще вчера сообщалось, что вместо 18 января начало проката фильма, на который уже вовсю шла продажа билетов, перенесли на 1 февраля. По заверению Минкульта, это сделано ради некоего российского фильма. Какого – не уточнили. Если ради вышедшего 18-го в прокат «Скифа» с медведями да Ратиборами из языческого прошлого Руси – то смешно, потому что хоть все фильмы в России отмени и крути одного «Скифа» - ничто ему не поможет. Кроме того, 18 января в ограниченный прокат вышли еще два российских фильма – «Карп отмороженный» и «Мешок без дна», но они в этой ситуации никакой роли не играют. Если был замысел поддержать «Движение вверх» - еще смешнее, так как оно и без Минкульта в кассовых чемпионах.
Дальше случился небольшой эпистолярный волейбол – сначала прокатчики написали письмо, в котором возмущали волюнтаризмом Минкульта, позволяющего влезать в частный бизнес. На следующий день появилось письмо продюсеров на имя Дмитрия Медведева, подписанное известными деятелями российского кино вроде Федора Бондарчука, Карена Шахназарова, Дмитрия Рудовского, Андрея Кончаловского, Евгения Миронова, Вадима Смирнова (руководителя XX век Фокс) и почему-то – писателя Юрия Полякова, а также вообще непонятно как попавших в список актеров Марии Кожевниковой и Александра Домогарова. Письмо выдержано в духе подзабытой комплиментарной стилистики – «позвольте поблагодарить Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за то, что Вы ставите абсолютно правильные задачи перед Министерством культуры РФ, и оно их успешно выполняет», «в последнее время минкультуры достигло впечатляющих результатом в развитии отрасли» и т.п. Зачем профессионалам вроде Бондарчука или Рудовского подписывать подобные лизоблюдские письма – знают пока только они.
Минкульт в этой ситуации решил идти самым прямым и простым путем – соврать. В комментарии министерства говорится, что прокатчик «Паддингтона» компания «Вольга» знала о выходе фильма 1 февраля, но почему-то начала продавать билеты уже на 18 января. Мол, в прокатном удостоверении стоит дата 1 февраля. Можно, конечно, заподозрить «Вольгу» в помешательстве, толкнувшем ее на продажу билетов на несуществующие сеансы, но оставим этот вариант как запасной. А как основной все-таки рассмотрим тот, в котором Минкульт в последний момент пересмотрел свои планы и в спешном порядке передвинул релиз на две недели. Тому, что Минкульт банально врет, есть доказательства, главное из которых – наличие прокатного удостоверения в системе ЕАИС (электронной государственной системе учета кинобилетов) и в реестре министерства. Когда компания получает прокатное удостоверение на фильм, это моментально фиксируется в ЕАИС, а в реестре Минкульта делается соответствующая запись. А дальше Минкульт должен на основе этого документа выдать обычную старомодную бумажку, на которой и записаны все данные прокатного удостоверения, хранящиеся в электронном виде в ЕАИС и в реестре. А вот бумажку-то «Вольга» пока не получила, что почему-то дало право Минкульту заявлять о своем праве на перенос релиза. Дескать, не знаем, что там в ЕАИС и в реестре, но в бумажке мы укажем то, что сочтем нужным. Ситуация запредельная по своему цинизму и бюрократическому сюрреализму.
По-хорошему прокатчики должны подать в суд на Минкульт. Пусть бы суд разобрался с этими реестрами и бумажками, тем более что в ЕАИС поменять дату релиза невозможно – она остается там такой, какой изначально зафиксирована. А зафиксирована она, как мы уже отметили, 18 января.
Что дальше? 1 февраля в прокат выходит российский фильм «Селфи» с Константином Хабенским. То есть опять отечественный фильм может потеряться на фоне зарубежного, тем более что первый «Паддингтон» показал очень хорошие сборы, и второго ждали с энтузиазмом. Что делать с «Селфи»? Переносить? Куда? Сделать релиз раньше – например, 25 января? Нельзя – через неделю, 1 февраля, выйдет «Паддингтон» и «Бегущий в лабиринте», с которыми конкурировать просто не имеет смысла. Дальше, 14 февраля, намечен выход в прокат фильма «Лед», ради которого уже подвинули «Черную пантеру». То есть поддерживая один фильм (кстати, какой все-таки?), Минкульт автоматически топит другой и создает трудности сразу для нескольких компаний. Кроме того, не надо забывать, что фильмы в кинотеатрах предваряются внушительными рекламными блоками, а в результате минкультовских игр придется либо нести убытки, либо тратить тонны нервов на передоговоренности с рекламщиками. И то, и другое не добавляет здоровья ни бизнесу в целом, ни его представителям.
Прокатчики справятся, никто в том не сомневается. И дети своего мишку Паддингтона рано или поздно увидят. Но учитывая, что это не последнее явление слона в посудной лавке – государства в делах частного бизнеса, - надо бы понять, qui prodest. Кому выгодно. Буквально три дня назад в кресло директора Департамента кинематографии Минкульта сел новый человек – Ольга Любимова, назначенная туда вместо Вячеслава Тельнова, отправившегося руководить Госфильмофондом. Новый директор – человек Михалкова, его соседка по Николиной горе и дочь михалковского друга, ректора Щепкинского училища Бориса Любимова. Можно, конечно, предположить, что это ее маленький сувенир соседу по случаю назначения, но так как перенос несчастного «Паддингтона» явно произошел в срочном порядке, а одной Любимовой такое не вытянуть, то, скорее всего, тут обошлось без нее.
Самое простое, что приходит на ум, - засуетились продюсеры «Движения вверх» для еще большего повышения кассовых сборов. К тому же сразу после известия о насильном переносе релиза «Паддингтона» прокатчик «Движения» Централпартнершип обратился к киносетям с просьбой, как говорится в письме, «расширить сеансы «Движения вверх». Гнев наблюдателей моментально обрушился на создателей «Движения вверх», хоть они и уверяют, что им и в страшном сне такое не могло присниться.
Действительно, если рассудить здраво – зачем им это? Они уже и так вышли в бесспорные лидеры отечественного проката за всю историю существования последнего. Еще чуть-чуть, еще один уикенд – и будет повержен последний конкурент, «Пираты Карибского моря». Разрыв минимальный, и без всякого вмешательства Минкульта «Движение вверх» стало бы безусловным чемпионом. Мало того что им это невыгодно, но даже в России, где не существует в принципе института репутации, репутационные риски для продюсеров огромны. По крайней мере в профессиональной среде. Печать вымогателей административного ресурса – последнее, что надо создателям самого кассового российского фильма. Конечно, есть еще вариант, что это зачем-то понадобилось самому Никите Михалкову, любящему порой побаловаться вниманием властей, но вероятность невелика.
Если сложить вместе в один пучок лихорадочный перенос мультика и мгновенно последовавшее за ним лизоблюдское письмо продюсеров и примкнувших к ним, то вырисовывается ясная картинка: тот самый qui prodest – Владимир Мединский. Именно ему зачем-то оказалось нужно подогреть доброжелательный интерес к собственной персоне. Судя по языку, на котором написано письмо продюсеров с расшаркиваниями в адрес министра, письмо сочинялось в недрах министерства – тамошняя пресс-служба мастер по составлению релизов, изложенных античеловеческим языком. Что касается перебросов дат проката, то здесь следует напомнить: «Движение вверх» снято без участия Минкульта – он произведен студией ТриТэ при участии Фонда кино и телеканала «Россия-1». И это, судя по всему, для Мединского – кость в горле.
Фильм, ставший рекордсменом за все время существования проката в стране, - и без Минкульта?! Да это скандал. Значит, надо хоть на последнем этапе во что бы то ни стало показать, что и без Мединского не обошлось. Быстро, срочно, спешно – надо что-то делать. Единственный выход – перед уикендом, когда сборы поползут еще вверх, надо обозначить свое участие. Сделаем вид, что расчистили дорогу. Прикинемся, что «этот день мы приближали, как могли». Пусть все видят, что и Владимир Ростиславович Мединский хорошо поработал на ниве, где растет российское кино. И сразу, вдогон – письмо, подписанное известными именами. Что им посулили – бог весть.
Словом, все это похоже на лихорадочные пляски перед кем-то значимым. То ли Мединскому хочется во что бы то ни стало остаться в кресле министра, и он усиленно роет землю, то ли прямо сейчас надо кому-то что-то доказать. Некрасивость министерского поступка усугубляется во стократ из-за того, что все произошло прямо накануне релиза, и это уже ни в какие ворота. Хотя – а в какие ворота протолкнуть сам факт вмешательства в частный бизнес? Случаи переноса релиза уже бывали на нашей памяти, но тогда хотя бы были соблюдены приличия – прокатчики садились и договаривались, пусть и под всевидящим оком Минкульта. Сейчас Минкульт все решил сам да еще и поплыл в показаниях.
Но самое при этом неприятное, что вот это министерское «раззудись плечо!» не встречает никакого удивления и осуждения сверху. Отжали здание у Галереи Нащокина – молодцы. Выкинули Центр Рерихов из такого приятного и нужного государству здания – хорошо работаете, ребята. Устроили чехарду с фильмами – ну это вообще мелочь.
Как поется в старой песенке – «будет все, как ты захочешь». А кто это «ты» - гадайте сами.