Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал глава Некоммерческого партнерства "Союз защитников информации" Александр Бражников.
"Вброс фальсифицированных новостей – это целая технология, которая раньше была на вооружении спецслужб всего мира, но сейчас её все активнее осваивают молодые блогеры, в том числе в России. На этом они себя хорошо популяризируют, а в Сети известность можно обернуть финансовыми выгодами. То, что "фейковых новостей" становится всё больше, а верят им все активнее – негативный сигнал.
Подобные технологии можно использовать не только ради манипуляции массовым сознанием, но и в преступных целях. Уже далеко не редкость случаи, когда мошенник создаёт объявление о продаже породистых собак, чтобы их не усыпили, и доверчивые пользователи массово их распространяют. В итоги организаторы собирали деньги либо за самих животных, либо на их содержание, хотя собак просто не существовало. И это лишь один из огромного множества примеров применения информвбросов в преступных целях", - отмечает эксперт.
Роскомнадзор ответил на массово распространяющуюся в интернете новость, что ведомство якобы наложило запрет на мультфильм "Трое из Простоквашино". Начало "брожению умов" положила вброшенная новость, что некий профессор СПбГУ усмотрел в персонаже почтальоне Печкине признаки нациста. Новость подхватили интернет-персоны, имеющие большую аудиторию подписчиков, и она стала вирусно тиражироваться. "В связи с распространившимся фейком про запрет мы ответственно заявляем, что при исполнении нами служебных обязанностей ни одного почтальона Печкина не пострадало", - объявил РКН.
"Молодые блогеры гибки и успешно осваивают новые технологии. Мы недавно проверяли действенность этих методов – распространили откровенный фейк, что у режиссера Никиты Михалкова нашли деньги, якобы украденные обвиняемым Кириллом Серебренниковым. И люди подхватили "новость", начали её активно обсуждать, распространять и выдавать за непреложный факт.
Эти технологии выявили тенденции в современном интернете – большинство пользователей готовы легко поверить всему написанному, не желая даже проверить фактуру. Люди верят интернету уже больше, чем телевизору. Особенно это ярко видно по молодежи – они ищут кумиров и идут у них на поводу даже в самых неправдоподобных ситуациях. То есть молодежь не умеет думать и мыслить критически. А значит, доверчивость к различным фейкам не исчезнет", - подчеркивает специалист.
Роскомнадзор в ответе на обвинения по мультфильму "Трое из Простоквашино" использовал обычно не свойственную чиновникам манеру шуточного общения. В данном случае она пришлась как нельзя кстати и была с восторгом воспринята "молодой" аудиторией соцсетей. В частности, РКН опубликовал простую, но эффективную "схему поведения", позволяющую отличать фейковые новости от правдивых.
"Если на просторах соцсетей вам попалась подозрительно скандальная новость, то используйте следующую схему: сомневаемся ищем источник информации (!); источник заслужил наше доверие - радуемся или злимся, сообщаем новость друзьям", - гласит ответ ведомства.
"Порой проблема в том, что информацию просто невозможно проверить. Я могу создать в интернете сайт, к примеру, о новой марке швейцарских часов – "Луи Фиттон". Дам о них информацию, расскажу о традициях качества, приложу даже фотографии готовых изделий и повешу "ценники", чтобы люди часы у меня покупали. Но часов в природе не существует, а я получаю чужие деньги мошенническим путем. При этом первоисточник у всех перед глазами – любуйтесь сайтом и верьте написанному.
В случае с мошенническим сбором денег на "продажу собак" организаторами преступления были создатели объявления - их обычно невозможно отследить по IP-адресу и смартфоны зарегистрированы на чужие паспорта. А вот масса добросовестных пользователей, которая помогала распространять объявление и способствовала обогащению мошенников – соучастники преступников, пусть и невольные из-за своей доверчивости. Вы ведь не распространяете изображение свастики, так как это преступление и расходится с общепринятыми нормами. Такие нюансы тоже нужно всегда учитывать.
Выявлять и разоблачать дезинформацию и вбросы можно только всем миром – это задача журналистов, специалистов по информационной безопасности и обычных активных пользователей. При этом каждый из нас должен изначально критически подходить к тому, что о читает, и по возможности проверять данные. А медийным персонам с большим числом подписчиков стоит быть вдвойне бдительными, помня свою ответственность за обман доверчивых поклонников и распространение в Сети откровенной "липы", - заключает Александр Бражников.