Юлия Гиппенрейтер, детский психолог:
В ситуации надо разбираться, вглядываться в этих подростков. Я не вижу, при чём здесь может быть интернет и социальные сети. В чем их вред? Если в каждой ситуации отключать соцсети на этой почве – это смешно! Дети будут над нами смеяться. Это значит – расписаться в бессилии взрослых. Всё равно что исключать сразу полкласса из школы. Это такие необдуманные, прямые идиотские действия, над которыми сами дети будут смеяться. Это значит уронить авторитет взрослых, и, тем более, депутатов, если подобные инициативы об ограничении доступа детей в Интернет будут приняты.
-Насколько за последнее время увеличилась агрессия среди подростков? Или для них агрессия вообще свойственна?
И то, и другое. Агрессия свойственна. А почему увеличивается в обществе – вот тут причину надо искать. Помимо общего напряжения в народе, ещё есть и потеря нравственных ориентиров. Их нет у взрослых. А у детей – тем более. А когда нет опор моральных, сдерживающих принципов – не ударь, не укради, не убей – у детей это значит – бей, кради, ударь. В подростковом возрасте, если нет сдерживания заповедей, которые в их возрасте означают: не распускай руки. На это надо обращать внимание, не нотациями, а примером. Взрослые должны показывать нравственный пример детям. К сожалению, нынешняя религиозность, которая могла бы сдерживать – это мода, это не есть глубинная нравственность. Это – поветрие, которое не серьёзное.
Ефим Рачевский, педагог, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России:
Страшный случай, который произошёл в Перми, к счастью, – исключение. Вы вряд ли вспомните аналогичные случаи за последние много лет. В России – 45 тысяч школ и порядка 13 миллионов школьников. Если посмотреть закрытую статистику 80 годов, таких случаев было значительно больше. Говорить, что на подобное поведение влияет интернет – абсурдно.
Что касается возможности пронести в школу нож, ещё несколько лет назад обсуждался вопрос о целесообразности установить рамки металлоискателей при входе в школу. Но вы представляете себе толпы в аэропортах на вход в высокий сезон? В школу ежедневно приходят до тысячи учеников. Занятия начинаются в 8.30. Когда дети должны появиться у порога и сколько простоять, чтобы войти в здание?
Любовь Духанина, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования МИФИ:
Сейчас одна из версий произошедшего в том, что причиной всему стал конфликт и оскорбления в социальных сетях. А это особый конфликт – с одной стороны, он глубоко личный, с другой – вынесен на всеобщее обозрение, зафиксирован во всемирной сети, доступен каждому. Дети просто не знают, как противостоять в таких обстоятельствах давлению, как достойно выходить из конфликтных ситуаций. Это совершенно новый вызов, возникший из сети Интернет перед педагогами и родителями. К сожалению, это не первый конфликт с применением оружия в российских школах. Способность решать конфликты несиловым методом обретается подростками через целенаправленное воспитание, в том числе – через совместную деятельность детей, потому что именно она позволяет создать общее, соединяющее, а не разделяющее пространство взаимодействия
Согласно опросу школьников от 13 до 18 лет, проведенному экспертами ОНФ, только 67% детей в школе чувствуют себя в безопасности. 36% видели, как бьют других детей, об оскорблениях в свой адрес сообщили 23% учеников. О том, что били своих одноклассников, сообщили 6% ребят, столько же - о физической агрессии в свой адрес. Никогда не сталкивались с проявлением жестокого обращения к учителям и другим учащимся только 46% опрошенных. Это говорит о том, что школа в сознании детей постепенно перестаёт быть добрым и уютным местом. И мы, взрослые, должны объединить все наши усилия, чтобы этого не допустить.
Геннадий Гудков, экс-председатель комитета ГД РФ по безопасности:
Не надо валить с больной головы на здоровую. «Больная голова» - это кризис в стране, соответствующие настроения, агрессия в обществе и абсолютный кризис морали и нравственности. Вторая «головная боль» - это отсутствие нормальной адекватной правоохранительной системы, судебной в том числе. Преступления остаются без наказания. Запросто. С этой «больной головы» не надо перетягивать на «здоровую голову». Охрана является системой поддержания режима, защиты от краж в раздевалках, поддержание общего порядка и не рассчитана на сражения с преступлениями, преступниками и вооружёнными бандитами. Это – система реагирования и система поддержания элементарного порядка. Вы хотите в каждую школу спецназ сажать? И то им надо 45 секунд, чтобы собраться. Никакие охранные меры этот вопрос не решают, если вы только не будете сажать группу спецназа в каждую школу и детский сад. Это вообще невозможно.
В американских школах очень милые, приветливые, доброжелательные охранники. Но в их задачу входит только одно – нажать тревожную кнопку или систему оповещения. Всё остальное должна делать полиция. Во всех именно этим полиция и занята, в отличие от нашей полиции, которая ни черта не делает, а занимается своими собственными делами. А на западе полиция, как ни странно, выполняет свои служебные обязанности, и поэтому всё остальное, после нажатия «тревожной» кнопки делает полиция. Более того, охранникам на западе, за редким исключением, вообще запрещено вмешиваться там, где есть угроза для жизни и здоровья, если это не идёт речь о работе вооружённой охраны, которая охраняет инкассаторские перевозки и так далее. Вот это – задача охраны. А всё, что вы хотите от девушки, которая сидела на вахте в пермской школе, которая должна защищать от распоясавшихся бандитов, вооружённых ножами, это из области ненаучной фантастики и абсолютной глупости. Если сейчас какое-то должностное лицо предложит ставить «Рембо» в каждую школу – это реакция дурака, который вообще в этом ничего не смыслит. Ещё раз подчёркиваю – в 90 процентах случаев система поддержания частной безопасности – это система реагирования, поддерживания пропускного и внутреннего режима и порядка.
Учителя и директор должны были принимать меры и вызывать полицию, а полиция должна пребывать в школы в течение двух минут, а не полутора часов, или вообще не пребывать на место происшествия, как у нас это нередко случается. Когда у нас полиция в Перми прибыла на место происшествия? Вот задайте простой вопрос – когда прибыл наряд полиции в школу?! Я не исключаю, что прибыл тогда, когда уже нужно было бинтовать раны и отвозить людей. За рубежом полиция приезжает от 30 секунд до трёх минут! Когда наши будут так работать, а не заниматься всякой «хренью», тогда и у нас не будут предъявлять несвойственные требования охранникам. У нас зачастую полиция вообще не приезжает. Или через несколько часов: у них там следователи не кормленные, собаки не гулянные, автомобили не заправленные, все в отпусках. Вот, где нужно искать причину того, что произошло. На западе уличная драка не длится больше двух минут – полиция всех скрутит. А у нас – хоть два часа «машись», никто не вмешается. Все заняты своими делами.
А в ситуации, которая произошла в школе, максимальное время прибытия полиции – пять минут! Кстати, у полиции есть коммерческие подразделения платной охраны – вот они за три минуты пребывают. Платите бабки и к вам приедут…
Алёна Аршинова, депутат ГД РФ, член комитета по образованию и науке:
Давайте я расскажу, как я вижу ситуацию и чем это всё заканчивается мы уже сегодня видели… На мой взгляд есть инфраструктурные и внутренние содержательные вещи. Инфраструктурные – это несоответствие условий безопасности в современной школе современным реалиям. Фактически это – такие инциденты, межличностная поножовщина, и сейчас следствие скажет, что конкретно послужило причиной конфликта, в том числе и террористические угрозы, которые никто не отменял сегодня. Нужна новая система безопасности в образовательных организациях всех уровней.
Я считаю, что сегодня недостаточно финансирования на видеонаблюдение, далеко не каждая школа может себе это позволить. Говорят, что и в пермской школе, где произошла трагедия, камеры были в нерабочем состоянии. Второе. Как правило, в школах не охранники, а вахтёры. Школа школе – рознь. Где-то сидит ЧОП на входе, где-то – вахтёр. У них есть «тревожная кнопка», но видите – это не помогает, значит, нужно пересматривать эту систему.
Второе. Содержательное. Видели, что виновник – наркоман. Он «сидел» на наркотике, аналоге героина. Жёсткий наркотик. И в семье у него с родителями не ладилось, они фактически от него отказались. Его уже увозили из школы на скорой, прямо на уроке он употреблял наркотик. Я посмотрела по сообществам ВКонтакте, есть видео, где он употребляет наркотик во время уроков. Долгое видео, минут десять, запечатлено, как это всё происходит. Тысячи просмотров. Это группа «... сообщество». Странно, что Роскомнадзор их не блокировал. Я сделала запрос с просьбой блокировки этого и подобных сообществ. Они открытые и в них есть призывы совершать подобные расправы. Их, с моей точки зрения, можно назвать терактами. «Колумбайн» появился в 1999 году. Школьники, которые сегодня совершили поножовщину, 2001 года рождения. В их аккаунтах в постерах вклеены картинки из «Колумбайна». Таким образом они представляют себе супергероев, тех, кто совершил это и подобные преступления. В этой группе состоят тысячи школьников. Эта тема похожая на «Синих китов», суициды. Это был контактный бой, с ножом. На глазах детей – четвероклассников.
Я уже прожужжала все уши, кому только можно, что нужно возвращать в школы психологические службы. Не одного психолога, а именно – службы, трёх-четырёх специалистов, чтобы они могли работать с разными звеньями школы - начальной, средней и старшей.
Высказывают предложения, что надо за соцсетями наблюдать. Но это не учителя должны делать – у них огромная нагрузка – две с половиной ставки на одну маленькую зарплату. Они не успевают заполнить все бюрократические бумажки, кроме того, чтобы научить учеников. Мониторить соцсети могли бы и психологи. Хотя соцсети – следствие, и тренд, и мода, которая приходит из-за рубежа. Это не наши корни. Нужно вовлекать детей в дополнительное образование.
Агрессивная информационная среда, в которую попадают школьники, оказывает влияние. К счастью, сегодня Роскомнадзор блокирует контент с издевательствами над животными, сценами насилия. Мы принимаем законы, которые должны оградить детей, внести «адевкат» в то, что творится в сети. Я знаю, что мои коллеги высказывали предложение ограничить доступ детей в социальные сети. Но в повестке такого законопроекта не было.
Я против того, чтобы запрещать детям создавать аккаунты. Тогда они перейду на другие формы. Специально для них будут создаваться новые мессенджеры, чаты, и это будет сложнее искать. Если ВКонтакте мы можем отслеживать, понимаем мы, взрослые, на новых платформах это будет значительно сложнее.
Магомед Селимханов, депутат ГД РФ, Заместитель председателя комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений:
Произошла трагедия. И я не хочу сейчас связывать её напрямую с проблемой доступа детей в Интернет, но могу допустить, что отчасти это связано с тем, что дети имеют доступ к различным играм, социальным сетям. Конечно, я не могу говорить, что, если бы мы ужесточили законодательство, этого бы не произошло. Я поддерживал и поддерживаю инициативу коллеги Милонова по регулированию (ограничению) доступа детей в социальные сети в частности и интернет вообще. Была бы моя воля, я бы разрешил детям пользоваться Интернетом только дома, со стационарных компьютеров, под контролем родителей, в учебных целях. Вышел на улицу – телефон в кармане, звони, интернета нет! Но техника не стоит на месте, интернет есть везде.
Я считаю, что как один из шагов, которые мы должны предпринимать, было бы полезно принять соответствующий закон. Я могу допустить, что после произошедшей трагедии мы продолжим обсуждать эту инициативу. К сожалению, она не была поддержана. Но надо общаться, обсуждать эту тему. К сожалению, сегодня много чего находится в доступе у детей. Конечно, это не снимает ответственность с родителей, учителей, государства. Если все будут сообща действовать в этом направлении, найдём правильное решение.
Всякое в жизни случается, но, по моему мнению, детям нужно ограничивать доступ в сети. Это – однозначно!
Тамара Плетнёва, председатель комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей:
Если смотреть по жизни, почему происходят такие страшные вещи, с моей точки зрения, прежде всего виновато телевидение. Чтобы воспитывать настоящих героев у нас в стране – это труженики, нормальные люди, хорошие семьи, нужны и такие примеры. А не показывать, кто кого изнасиловал, убил, ограбил. Не делать из преступников героев. Запретить транслировать сцены насилия. Жестокости не должно быть ни на одном канале. Я считаю, что родители прежде всего виноваты в данной трагедии. Либо это семья – очень бедная, когда родители пьянствуют и не обращают внимание на ребёнка, либо – очень богатая, когда заняты своими гламурными делами и всё позволено сыночку, дочке – у таких семей самые неблагополучные дети. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо рожать больше детей, чтобы семьи были нормальные. Для этого надо хорошо платить, чтобы родители не бегали по двум – трём работам, а занимались семьёй.
И школа виновата – зарплата маленькая, классное руководство – тысяча рублей, когда учитель должен знать всё о своих детях.
Много всяких причин. И интернет – самая помойка, из которой черпают наши ребята, сидят в телефонах, в интернете – всё плохое там тоже есть. И они думают, что это – героизм. Мы росли на примерах героев войны, труда, романтичными, сегодня у подростков совершенно другие герои. Залезть украсть, убить – ничего страшного нет. Как вы промониторите, что он там смотрит. Это могут только родители. Роскомнадзор блокирует сайты. В законах всё есть. Всем миром надо с этим бороться. А агрессия вызвана и тем, как телевизор влияет, и тем, как интернет влияет. И сама жизнь влияет. Один в школе может себе всё купить, а другой не может. Смотрит и становится злым.