Posted 12 января 2018, 13:06
Published 12 января 2018, 13:06
Modified 7 марта, 17:01
Updated 7 марта, 17:01
Любопытно сравнить экономические показатели Ростелекома с транснациональной корпорацией AT&T .
За 10 лет персонал AT&T сократился более чем на 20 процентов - с 340 00 до 270 000 тысяч человек. Количество же сотрудников Ростелекома при сравнении отчета 2006 года и отчета за 3 квартал 2017 года, выросло с 23 000 до 120 000 человек. То есть рост более чем на 500 процентов!
В среднем каждый работник Ростелекома приносит своей организации 42 000 долларов выручки. В то время как в AT&T этот показатель больше почти в 14 раз! ( 608 000 долларов).
К началу 2018 года капитализация Ростелекома впервые оказалась меньше ее чистого долга. Так, в третьем квартале 2017 года чистый долг превысил 191 миллиард рублей, а прибыль упала до 3,9 миллиардов рублей.
Что может предложить Михаил Осеевский и Александр Айвазов рынку и акционерам в качестве глобальной идеи и перспектив развития? Понятно, что выручка, связанная с традиционными линиями связи - междугородними звонками, стационарными телефонами и таксофонами - будет съеживаться. В конце года Ростелеком даже объявил о переводу таксофонов в бесплатный режим, фактически признав, что 80 миллиардов рублей, потраченных государством на программу, оказались сверхнеэффективными.
Но какое замещение выпадающей традиционной базе найдет Ростелеком?Трансокеанические кабели и монополия на инфраструктуру, созданную за счет государства, конечно может продолжать кормить компанию, пока не появятся более дешевые аналоги передачи информации. И здесь монополия компании может разбиться о планы Гугла, Фэйсбука и SpaceX построить спутниковую инфраструктуру для всемирного интернет-покрытия. Учитывая почти десятикратное падение цен на запуск спутников , благодаря Илону Маску, можно предположить, что монополия на инфраструктуру отныне не даст инвесторам нужного позитива и веры в будущее.
Правда, весомые надежды Ростелеком возлагает на платный контент, передаваемый по линиям связи - Ростелеком хочет вытеснить Триколор и других операторов платного телевидения, заняв их место. Но сейчас, чтобы догнать лидера рынка - Триколор, Ростелекому необходимо нарастить базу почти на 20 процентов. В условиях почти остановившегося роста подключений новых абонентов на всем рынке, это можно сделать только отчаянно демпингуя. Потенциал роста - почти нулевой.
Еще одна надежда Ростелекома - на рост государственных заказов рамках программы «Цифровая Россия». Но и здесь былой монополизм разрушается растущими возможностями Яндекса, Мэйл.Ру и Сбербанка, которые перехватывают инициативу по цифровой биометрии банков. Так что остается одна из последних возможностей - демпинговать за государственный счет, завоевывая клиентов мобильной связи, корпоративных клиентов и получая государственные подряды.