Posted 12 января 2018, 11:02
Published 12 января 2018, 11:02
Modified 7 марта, 17:01
Updated 7 марта, 17:01
По прогнозам, к 2022 году объем мирового рынка электрических велосипедов достигнет $19 млрд, - сообщает «Инвест-Форсайт». Цены на электробайки неуклонно снижаются, а их доступность растет. Лидером в этой индустрии, как и ожидалось является Китай, однако старается не отставать и Европа. Так, шведский инженер в сфере возобновляемой энергетики Оскар Старк, попытавшись несколько лет назад подобрать себе электрический велосипед в магазинах Стокгольма, остался настолько разочарован выбором (электробайки стоили как подержанные автомобили – от 25 тыс. до 60 тыс. шведских крон), что решил заняться этой проблемой самостоятельно. Сегодня его электробайк Stark Drive стоит смешные $399.
Разработка прототипа велосипеда заняла около двух лет. На него ушли личные сбережения Оскара. Он не изобретал ничего нового, а взял готовый каркас, доступный на китайском рынке с 2011 года, и добавил в него аккумулятор и двигатель. На первый взгляд, задача проще простого.
«На самом деле, много времени ушло на разведку заводов в Китае, переговоры с производителями аккумуляторов и двигателей и выяснение логистики», – говорит Оскар.
Крутить педали на базовой модели Stark Drive помогает мотор 250W. Всего у велосипеда 21 передача. Уровень заряда и скорость (до 25 км/ч) видны на дисплее, установленном на руле. У велосипеда есть USB-порт, чтобы можно было подзарядить портативные девайсы. В дизайне Stark Drive предприниматель учел небольшие размеры лифтов в Швеции – электробайк складывается за несколько секунд. Батареи Panasonic, спрятанной внутри рамы, хватает на 60 км. Ее можно вынуть и зарядить от простой розетки дома или на работе, либо оставить в раме и подключить к зарядному устройству. Помимо базовой модели Stark Drive, есть более усовершенствованные версии – Stark Drive City+ и Stark Drive Advanced. Они отличаются мощностью (350W), скоростью (до 32 км/ч) и ценой – $599 и $799 соответственно.
«Массовое распространение электрических велосипедов сдерживали посредники, стоявшие между фабрикой и конечным потребителем, – считает Оскар. – Например, велосипед стоимостью $100 в Китае попадал в руки клиентов в США по цене $1500-2000».
Старк решил убрать из цепочки лишних людей и напрямую заключил договор с китайской фабрикой. Та согласилась выпускать до 4000 электровелосипедов в месяц, еще 2000 устройств готова производить ее дочерняя компания. Следить за качеством товара швед нанял команду в Поднебесной.
В скором будущем эти устройства, по убеждению Старка, станут доступными по умолчанию. У каждого велосипеда будет встроенный электрический компонент, который можно включить и выключить в любое время: «Неэлектрические велосипеды, как лошади, отойдут в прошлое...»
Похожая история произошла и индийским инженером Маникандан, который сеголня выпуска электробайк Spero.
«Этот продукт был нишевым в Индии. На наше решение запустить производство также повлияло быстрое распространение электровелосипедов во всем мире», – говорит Маникандан.
Разработка проекта Spero заняла около 26-30 месяцев. В создание электровелосипеда инженер вложил порядка $300 тыс. Он планирует достигнуть точки безубыточности к середине 2020 года. При выводе продукта на рынок Маникандан руководствовался простой логикой – индийцы среднего возраста увеличили свои расходы на спорт.
«Поскольку с 1990 года Индия считается столицей знаний, большинство образованных людей стали менее активны в физическом плане», – объясняет инженер.
В Spero он оставил возможность самостоятельно крутить педали, а в случае усталости задействовать мотор и за 10 секунд разогнаться до 25 км/ч.
«С момента нашего выхода на рынок в Индии открылось несколько фабрик, выпускающих электробайки, – объясняет индус, – но никто из них не предлагает регенеративное торможение, круиз-режим (на нем можно ехать без ускорения – ред.) или прогулочный режим, а также возможность проехать 100 км на одном заряде».
Правда, стоят индийские электробайки пока что сильно дороже шведских: от $825 до $1250.