Миллион, миллион разных слез... Почему "Движение вверх" лучше "Легенды №17"

12 января 2018, 16:40
На сегодняшний день «Движение вверх» собрало почти полтора миллиарда рублей в прокате, заняв второе место после «Последнего богатыря». Если соберёт еще 300 миллионов – станет самым кассовым отечественным фильмом за всю историю отечественного же кино. Секрет успеха разобрала кинокритик Екатерина Барабаш.

Екатерина Барабаш, кинокритик - специально для "НИ"

Под конец сеанса фильма «Движение вверх» чувствуешь себя немножко на похоронах – женские всхлипы уверенно аккомпанируют финальным титрам. В зале загорается свет, и женщины срочно прячут платочки – ну вроде как неудобно плакать современной женщине. Не по-феминистски. А тем временем на экране плачет мужественный Владимир Машков – выигравшая под его руководством у американцев сборная СССР собирает премиальные и отдает их своему тренеру – на операцию больному сыну. В свое время Гаранжин (так в фильме зовут реального тренера, Владимира Кондрашина) отдал скопленные для сына деньги на лечение Александра Белова, попавшего в больницу в Америке.

На сегодняшний день «Движение вверх» собрало почти полтора миллиарда рублей в прокате, заняв второе место после «Последнего богатыря». Если соберёт еще 300 миллионов – станет самым кассовым отечественным фильмом за всю историю отечественного же кино. Фильм о несомненном чуде – победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, когда забитый в добавленные три секунды победный мяч вывел СССР в олимпийские чемпионы, - стал, несомненно, лучшей спортивной драмой-блокбастером на просторах российского кино. Авторы (режиссер Антон Мегердичев, сценарист Николай Куликов, продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков) выбрали идеальный момент для фильма о противостоянии СССР и США. Нет-нет, никто и не думает заподозрить, что именно сильное похолодание в отношениях двух стран стало поводом для создания «Движения вверх». Но умный продюсер – создатель коммерческого продукта – всегда просчитывает все «за» и «против» в том числе и по части политического контекста. В нашем случае просчитано все было безукоризненно. Только не надо сразу упреков в излишней подозрительности – мол, всегда найдутся те, кто увидит за деревьями лес, которого на самом деле нет.

Итак. Тренер Гаранжин, поставленный на сборную СССР по баскетболу вместо гениального Гомельского, обещает разбомбить американцев на ближайшей Олимпиаде, чем вызывает ужас чиновников, уверенных в непобедимости сборной США. И принимается за дело – формирует команду по своему усмотрению, обновляет методы тренировок и игры, а своим спортсменам становится буквально отцом родным, хоть и строгим. Деньги на операцию отдает, потенциального невозвращенца Паулаускаса подталкивает к невозвращению (тот, впрочем, в последний момент решит, что команда и общее дело ему ближе, чем Запад, и «соскочит», чего, конечно, не было и быть не могло, но добавляет фильму несколько необходимых литров слез), принимает решение играть в финале после теракта на Олимпиаде, несмотря на противодействие чиновников от спорта. Некоторой пикантной необычности ситуации придает тот факт, что Гаранжин собирает деньги на операцию сыну-колясочнику и мечтает сделать ему операцию за границей, а для этого победа на Олимпиаде ему позарез необходима. То есть тренер – он не только за Родину, он в первую очередь сам за себя, что уже по сравнению с любым нашим патриотическим кино – шаг вперёд.

А кстати – что в этом фильме такого уж пропагандистско-патриотического? Вроде бы как раз наоборот – речь о силе духа отдельной взятой личности, и это вот несколько личностей противостоят дурному чиновничеству от спорта, бесчеловечной системе (сына Гаранжина не пускают за границу на операцию, по доносу спортсменов обыскивают на таможне, врач команды оказывается сексотом, а каждый шаг каждого члена команды отслеживается и мгновенно становится известным сами-знаете-где). На первый взгляд – да, пропаганда силы духа – единственная пропаганда в фильме, и это должно радовать, так ведь? И нарадовало на полтора миллиарда. Однако пропаганда – она ведь не обязательно топорная, плакатная – «Да здравствует наша система, лучшая система в мире, и мы, лучшие в мире!!!» Это глупая пропаганда, и она, глупая пропаганда, царила и царит в нашем кино, на нашем телевидении, в нашей «исторической» науке и в речах начальников Российского военно-исторического общества. Авторы «Движения вверх» показали, что пропаганда может и должна быть умной, даже если и глупая работает.

Вы можете представить себе убеждённого антисоветчика, решившегося на побег во время зарубежных соревнований, севшего в машину иностранного посольства и по пути вдруг передумавшего. Дескать, команда важнее? Вот и никто не может. Кроме авторов фильма. Их Паулаускас (Джеймс Тратас), зная, что его могут больше не выпустить за границу, бросает своих западных благодетелей и мчится обратно к ребятам. И дело не в том, что такого не было или не могло быть, а в том, что такого рода фантазии-обманки в стиле старого советского кинематографа обнажают спрятанную пропагандистскую подоплёку.

Гаранжин и его команда на протяжении всего фильма вроде бы регулярно сопротивляются бездушной государственной машине в виде чиновников Госкомспорта. Бездушную машину олицетворяют герой Андрея Смолякова – хороший, но склонный к компромиссам, Сергей Гармаш – руководитель Госкомспорта, суровый, но понимающий, и совсем уж карикатурный герой Марата Башарова – трусливый вертлявый чиновник, прыщ на теле Гаранжина. Для целой машины маловато. Настолько маловато, что у зрителя не остается сомнений: все эти люди, тормозящие души и тела прекрасные порывы, - не система, а досадные исключения. Не они составляют гордость страны, не ими выписана прекрасная картина нашего прошлого. А душевно свободными и сильными людьми вроде Гаранжина, Александра Белова, Сергея Белова, Модестаса Паулаускаса, ну и всей "dream team". Которые и личные деньги на лечение спортсмена отдадут, и эмиграцию похерят ради команды, и американцам наваляют за милую душу.

Кстати, про американцев. Сейчас, когда они поместили российское посольство на площадь Бориса Немцова, составили колоссальный список на невъезд в США, ну и вообще – опять стали нас всячески не любить, - самое время с ними поквитаться. Но только по-умному! Не так, как это было проделано в «Легенде №17» с канадцами – монструозными жующими жвачку перекошенными от злобы персонажами. В «Движении вверх» американцы очень даже люди. Только ну очень бездушные. Тренер их неласков с подопечными (в отличие от душевненького Гаранжина), сами баскетболисты – грубые ребята, манера игры – необычайно жёсткая, а их болельщики – крайне неприятные личности. В отличие, разумеется, от тех, что машут на трибунах красным флагом с серпом-молотом. И судьи, само собой, подыгрывают американцам.

И волей-неволей ты принимаешься гордиться Советским Союзом («какую страну про…ли!»), и родной историей, и американцев как-то между делом начинаешь недолюбливать, и советская власть не такой уж страшной кажется, раз уж при ней такие победы вершились. Словом, зритель, сам того не понимая, напитывается нужными чувствами. Как говорил Мюллер в «17 мгновениях весны» - «И отдайте себе отчёт, как я вас перевербовал – пять минут и без всяких фокусов». Фокусов и правда нет – ничего нового по части пропаганды авторы не придумали, но завернули её в более изящную упаковку.

Вообще спортивное кино, на которое сейчас не случайно такой повышенный спрос («Легенда №17», «Движение вверх», на подходе – «Тренер» Данилы Козловского, фильм про Льва Яшина), - отличная питательная среда для патриотизма. Где лучше всего прокатывает мысль о величии страны? Разумеется, в фильмах про доблестные победы, доставшиеся пОтом и кровью через преодоление, про монолитную команду, про сурового, но любящего тренера.

Ради величия прошлого можно многое. Про недовольство вдов Кондрашина и Александра Белова написали уже много – не будем повторяться, тем более что тема эта деликатнейшая, принять какую-то сторону можно только после самого детального изучения ситуации, да и то не факт, что надо. Но в фильме есть другая – как бы это лучше назвать? – ладно, странность. Это теракт в Мюнхене во время Олимпиады, который и поставил было под вопрос участие сборной СССР в финале. Удивительно, что на это никто не обратил внимания. Трагедия в Мюнхене в фильме показана как потенциальная досадная помеха для нашей сборной, когда чиновники воспользовались ситуацией, чтобы отказаться от опасной бесперспективной игры с американцами. Про захват и гибель заложников – не просто вскользь, но оскорбительно вскользь, недопустимо вскользь, вставным мимолетным кусочком. Словно не погибло 11 человек, словно не этим трагическим фактом вошла в историю Мюнхенская Олимпиада. Понятно, что фильм о другом, но чем трагичнее фон, на котором случилась победа, тем больше нужно такта. А его и рядом нет. Победную вывеску соорудили грамотно, а с содержанием, мягко говоря, недосмотрели. Досадно, но не удивительно.

Лучшее, что есть в фильме, - виртуозная съёмка самого матча. Практически в реальном времени, снятый шестью операторскими командами, смонтированный идеально. Редкий случай, когда наслаждаешься рапидом, понимая, что без него тут не обойтись, – как еще показать красоту броска? Ну и сама затея – создать целый и цельный сюжет вокруг, в общем-то, чистой случайности – победного мяча в течение трех решающих секунд, дорого стоит, чего уж мелочиться. Команда молодых актеров – Иван Колесников, Кузьма Сапрыкин, Кирилл Зайцев, Иракли Микава, Александр Ряполов, Отар Лордкипанидзе – очень симпатична и действительно похожа на команду. Им пятерка.

Словом, всем благодарность за качественное отечественное мыло. Им, конечно, все грехи не смоешь, но слезу давит отменно.

#Кино #Кинопремьеры #Новости #Спорт #Культура #Бывший СССР #Баскетбол
Подпишитесь