"Американцы придумали все - Интернет, майкрософт, браузеры, гугл, эппл, фейсбук, твиттер, теслу, - пишет Артемий Лебедев. - Мы не придумали ничего, что было бы нужно хоть кому-нибудь кроме нас. Даже наш рубль никому не встался, хоть он и стабилен. А ведь если на это смотреть с точки зрения корпоративных достижений, то будет обидно. Мы ж не лаптем щи хлебаем? А на самом деле именно лаптем.
И тут вдруг появляется Телеграм. Независимый, бодрый, успешный, востребованный, бесплатный продукт. Очень эффективный. Очень простой. И очень независимый от России. И все на него переходят. В первую очередь (после Ирана) - в России.
Сложно описать, сколько ежедневных коммуникаций происходит в Телеграме. Топ-менеджеры крупнейших компаний обсуждают там в частных каналах очень важные проблемы. Чиновники из правительства решают там дела государственной важности. Простые люди создают там частные закутки для обсуждения своих очень личных вопросов. И все это происходит под соусом обещания "это никто и никогда не сможет прочитать, все насмерть защищено".
И в этом месте я хотел бы пожать руку российским спецслужбам за то, что им наконец удалось создать настоящий, международный, непозорный, назашкварный, работающий продукт, который с ними не ассоциируется. У меня нет никаких сомнений, что ВСЁ в Телеграме полностью мониторится кем надо. И я испытываю гордость за это достижение.
А всего лишь надо было - создать образ великомученника основателю Телеграма, который сам добровольно продал контрольный пакет акций своего прошлого проекта и с миром отбыл за границу (полагаю, с мальтийским паспортом, если он не дурак) и всеми деньгами. И все думают, что его преследует ФСБ. И ФСБ даже раз в полгода штрафует сервис с очень страшным лицом на 50 000 рублей за нарушение какой-либо строчки подпункта пятого параграфа второй сноски третьего пункта какого-то закона.
За Телеграм, друзья! За первый настоящий успех наших спецслужб!"
Телеграм-канал МС-RepostRU приводит слова политолога Евгения Минченко:
"- Вы считаете, что все Telegram-каналы рассекречены?
- Я думаю, что инструментарий, которым обладают современные спецслужбы, позволяет при необходимости рассекретить оператора любого Telegram-канала. Это не значит, что они уже рассекречены, но если возникнет необходимость, то это делается. Есть набор косвенных технологических приемов, которые позволяют это сделать, несмотря на использование шифрования и т.п.
- Анонимные каналы оказывают влияние на политику, как вы думаете?
- Они вполне оказывают влияние, и, по большому счету, для Кремля это влияние скорее позитивное. Если сопоставить содержимое Facebook и Telegram-каналов, то перекос в сторону Кремля очевиден. Кремлевская повестка в Telegram сегодня доминирует, хотя и с разными нюансами. Я думаю, несмотря на анонимность Telegram, по большому счету, для Кремля он скорее полезен, чем вреден. Люди, которые в Telegram, ставят своей целью влияние не на избирателей, а на лиц, принимающих решение..."
Телеграм-канал Красный Сион объясняет взлет популярности менеджера в России тем, что "тут много внутренней, российской повестки. Можно по-разному относиться к "анонимным телеграмерам" (Незыгарю, Караульному и т.д.), но они возвратили в информационное пространство российскую повестку, пусть и в виде инсайдов (или агрегации повестки). Очевидно, что думающая часть россиян устала от навязываемой СМИ внешней повестки - бесконечных Украины, Донбасса, Трампа, Сирии, "загнивающего Запада" и т.п. Либо - от ВКонтактной (да и Фейсбучной) развлекаловки с котиками, весёлыми цитатами и мемами. Пока СМИ сами себе будут рыть могилу внешней повесткой (особенно ТВ), Телеграм только будет продолжать расти".
Впрочем - в России Telegram всё ещё остаётся скорее элитарной и околоэлитарной "игрушкой", переняв эстафету от своих предшественников. В 00-е годы такой площадкой был Живой Журнал, в начале 10-х - твиттер, потом фейсбук и инстаграм. Некоторые мессенджеры в России вообще почти не прижились, например Google+ и Tumblr. В более широкой, чем элитарно-тусовочная, среде распространились Одноклассники и вКонтакт. А в целом российской аудитории Telegram далеко до масштабов того же Ирана.
"В бизнесе вокруг Телеграма в Иране сейчас задействовано около 1 млн. человек, - пишет телеграм-канал Телеграм-маркетинг. - Владельцы и редакторы каналов, рекламные агенты, члены их семей. Как говорят наши иранские коллеги, их беспокойство и недовольство сейчас едва ли не выше, чем у основной массы участников беспорядков последних дней - те или не имеют работы вообще или их не устраивает ситуация "в общем и целом". А эти ребята теряют деньги здесь и сейчас, причем не по своей вине. И отношение у них более негативное как раз к протестующим, а не к властям, устроившим временную блокировку. Опять же, пища для размышлений"
Пища для размышлений тут, скорее, другая: Telegram оказался так популярен в дружественном Иране, потому что почти все остальные менеджеры там запрещены цензурой. А он, почему-то, нет. Почему?
Telegram часто упрекают, что его сервисами пользуется криминал и даже террористы, но телеграм-канал Mash разоблачает этот миф: "Последняя время преступники все чаще координируют свои действия через приложение для отправки голосовых сообщений Zello. Приложение популярно у у дальнобойщиков, таксистов и спасателей. Работает Zello просто как рация, только на вашем смартфоне... Хочется написать о том, что Роскомнадзор заинтересовался Zello и хочет его заблокировать, но на самом деле он его уже заблокировал. В апреле этого года. Владельцы сервиса не захотели его регистрировать даже после предупреждения и получили блокировку..."