Итоги-2017: Телеграм становится территорией свободы

31 декабря 2017, 14:25
Несложно догадаться, что так долго продолжаться не может и Роскомнадзор неизбежно заставит администрацию этой социальной сети ужесточать правила работы

Главный медийный итог года: каналы Телеграма стали альтернативными СМИ, - уверен журналист Павел Пряников.

Пусть пока не смущают цифры читателей его каналов - около 3% по России и 5% по Москве (т.е. 4-5 млн. человек). Главное тут - динамика прироста и качество читателей. Через год Телеграм по числу активной аудитории обгонит русский Фейсбук, а что касается качества - в соцсеть приходят политизированные читатели, а также «российские гики» - все те, кто сегодня разочарован в «классических» медиа и соцсетях. В чём же состоит это разочарование? Первое - в цензуре и самоцензуре СМИ, а также в частной цензуре соцсетей (в первую очередь в Фейсбуке, который всё больше банит пользователей и удаляет «обидный и экстремистский» контент). Второе - в игнорировании СМИ интересов читателей. Телеграм показал, что это за интересы: главное - аналитика и политический комментарий; затем - гуманитарные темы (от феминизма и социологии до истории и архитектуры).

Ещё одна выигрышная черта Телеграма: именно здесь появилась возможность довольно быстрой монетизации контента. Канал с 10-12 тыс. подписчиков, которые набираются за год, уже может окупать труд одного журналиста. Канал с 40-50 тыс. подписчиками - содержать небольшую самоокупаемую редакцию. В 2018 году мы увидим появление всё большего числа каналов, которые ведут уже полноценные редакции (как сегодня - канала Mash). Пока Телеграм остаётся территорией свободы и медийных экспериментов. Но несложно догадаться, что так долго продолжаться не может. Сюда неизбежно придёт Роскомнадзор, администрация сети будет ужесточать правила работы (чтобы не ссориться с государством). Но будем надеяться, что даже при таких изменениях Телеграм всё равно будет выгодно отличаться от других соцсетей и продолжит оставаться одним большим альтернативным медиа.

Телеграм, безусловно - это возвращение к архаичному интернету (и СМИ) образца 15-20-летней давности. Простой интерфейс, минимум опций, свобода самовыражения. Но 2017-й весь для медиа прошёл под знаком архаизации. Главный новый проект "классического" СМИ в 2017-м - The Bell - сделал упор на почтовую рассылку. И преуспел в этом. Почтовая рассылка - это тоже элемент архаичного интернета, хит какого-нибудь 1998 года. Только если тогда популярность рассылок объяснялась неразвитостью инфраструктуры сети и плохим интернетом, то сегодня - информационной перегрузкой. Редакция, которой доверяет читатель, за вас отбирает (и кратко комментирует) 10-15 главных статей дня, освобождая вас от блуждания в информационном шуме. Экономит вам время и силы. Агрегирование, комментирование, рассылка - главные элементы 2017-го, и в этом продолжал преуспевать лидер среди российских СМИ - "Медуза". Она же лидер ещё в одном архаичном элементе - нативной рекламе.

На Google, Facebook, Mail.ru и Яндекс приходится сегодня 70% рынка рекламы в сети. СМИ достаются крохи (и будет доставаться всё меньше и меньше). И эта ситуация возродила вроде бы уже забытый жанр «текстовой рекламы». В 1990-е и в первой половине нулевых такими рекламными текстами описывались успехи политиков и неудачи их оппонентов, преимущества сборно-щитовых домов и вкус водки на бруньках. Потом этот жанр почти ушёл, оставшись только в описании БАДов и поясов из собачьей шерсти. И вот в 2017-м текстовая реклама - снова хит. Медийные итоги можно подводить ещё долго. Отмечу ещё только продолжающийся бум в Youtube (и там - интервьюера года Дудя), попытку Яндекса сделать новую соцсеть (Яндекс-Дзен), продолжающийся поиск государством «экстремистов и дестабилизаторов» под кроватью, устойчивость радио и ТВ, почти окончательное умирание бумажной прессы.

#Новости #Социальные сети #Политика #СМИ #Интернет
Подпишитесь