Пехотные противотанковые управляемые ракеты исторически по праву являются гордостью российских военных, - пишет американское издание The National Interest. Во время холодной войны советские системы «Конкурс» и «Метис», считались одними из лучших в своём классе, намного лучше, чем американские системы ATGM. Однако, с появлением американского FGM-148 Javelin ATGM, США перехватили технологическое лидерство в этой области. В то время как советские системы требовали от оператора удерживать цель на прицеле, американская система просто запрашивала отмену блокировки и нажатия «пуска». Однако даже современные российские системы, такие как «Корнет» и «Метис-M», продолжают работать в полуавтоматическом режиме наведения SACLOS. Делает ли это их слабее? Или, наоборот, более приспособленными к определённым задачам?
Главной пехотной ПТУР для российских войск является ракета «Корнет». В отличие от западных армий, где эта система имеет относительно короткий диапазон (до 2,5 километров), дальнобойность Корнета достигает 8 километров, при боевом весе 63,7 килограмма, что легче более чем 100-килограммового американского аналогаTOW на штативе.
Созданная после развала СССР в 1994 году, система «Корнет» была призвана противостоять современным танкам, таким как Leopard 2 и M1 Abrams. Чтобы решить эту задачу в ней используется боеголовка со сдвоенным зарядом. В боеголовке «Корнета» два заряда HEAT, разделенные ракетным двигателем. В западных сдвоенных боеголовках заряды расположены друг за другом. Преимущество российской конструкции в том, что позиционирование двигателя позволяет увеличить фокусное расстояние второго заряда, за которым при запуске образуется расплавленная струя. Двигатель также защищает второй заряд от деформации, возникающей при детонации первого.
В результате, «Корнет» при попадании в башню гарантированно выведет из строя американский M1A2. Даже обновлённые системы танка вряд ли станут для системы «Корнет» преградой. Известно, что эти ракеты пробивают броню израильских танков «Меркава».
Другим выигрышным техническим аспектом этой системы можно назвать дневной/ночной тепловой прицел с возможностью масштабирования 12x/20x, что больше, чем у CLU Javelin, который может использовать лишь 12-кратное масштабирование. Термальный прицел ITAS, используемый для ракеты TOW, имеет 24-кратный зум; однако его наведение гораздо сложнее, ведь оно достигается с помощью лазерного луча. Кроме того, модификации «Корнет», смонтированные на транспортном средстве, тоже имеют возможность самонаведения и автоматического отслеживания цели.
Другая пехотная противотанковая система — «Метис-М1» тоже обладает тепловым прицелом и вооружена ракетой намного более легкой, чем «Корнет»: всего пять килограммов, а радиус поражения на два километра больше, чем западный аналог. Как и «Корнет», она представляет серьёзную угрозу для корпуса и башни «Абрамса», однако, из-за немного меньшего калибра по сравнению с «Корнетом» эта угроза не так фатальна для фронтальной области танка.
В целом, ракеты «Корнет» и «Метис-M1» являются относительно традиционными ПТУР. Они уязвимы для перехвата с помощью систем активной защиты (APS) из-за небольших скоростей (триста и двести метров в секунду, соответственно). Их эффективность связана с инновационным строением боеголовок, которое при попадании в цель делает их чрезвычайно опасными. Сохранение полуавтоматического режима пуска SACLOS скорее связано с предпочтениями и доктриной российских военных, а не с отсутствием технологий в российском оружейном комплексе. На выставке вооружений представители компании «Базальт», которая производит портативные системы АТ, выразили уверенность в том, что российские военные предпочитают системы «Метис» и «Корнет» из-за того, что единственным ограничением диапазона их действия является способность оператора захватывать цель, в отличие от системы Javelin и подобных ей, которые имеют гораздо более ограниченный диапазон, не говоря уже о серьезном увеличении стоимости одного пуска за счет оснащения систем передовой электроникой.