1. Снос года
Главный дом усадьбы Неклюдовой на Малой Бронной улице. Трехэтажный главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков на Малой Бронной, 15, где с 1842-го по 1880-е годы работала первая в Москве детская больница с церковью св. Татьяны Мученицы, впоследствии - Приют имени великой княгини Марии Максимилиановны, Арбатское городское училище, Народная Консерватория, созданная знаменитым С.И. Танеевым «для распространения музыкальных знаний в широких слоях населения». Снесен 6 мая 2017 года по разрешению городских властей. Мосгорнаследие отказало в присвоении зданию статуса памятника, да еще и не стеснялось сообщать в официальных письмах, что оно построено... в 1969 году, хотя располагало исчерпывающими историко-архитектурными исследованиями. Снос ценного в архитектурном и историко-мемориальном отношении исторического дома в очередной раз показал: нет такой жертвы, которую городские власти не готовы принести на благо своих партнеров-девелоперов. На месте снесённого дома разрешено коммерческое строительство элитного жилого здания вдвое большей высоты.
2. Вандализм года
Уничтожение фундаментов средневекового Иосифо-Волоколамского подворья на Биржевой площади. Открытые летом 2017 года фундаменты и части стен первого этажа средневекового подворья Иосифо-Волоколамского монастыря с храмом Благовещения XVI-XVIII веков были в августе частично, а в сентябре - полностью демонтированы. С 1990-х годов Москва не видела археологического открытия такого масштаба и значения; музеефицированный археологический памятник (как поначалу и обещала мэрия) мог стать украшением новых общественных пространств Китай-города. Однако он пал жертвой неспособности «отцов города» осознать ценность и важность объекта археологического наследия, а также неспособности или нежелания органов охраны памятников бороться за его сохранение. Демонтаж уникального средневекового археологического объекта ради сооружения на его месте машинного отделения «уникального» фонтана по программе «Моя улица», который мог быть перемещен в любое другое место - пример даже не варварства, а дремучего невежества.Необходимо отметить, что при реализации программы «Моя улица» весной - летом 2017 года были по традиции повреждены фундаменты и подземные части снесенных в ХХ веке архитектурных памятников Москвы: церкви Введения в Псковичах на Большой Лубянке, стен Китай-города на Новой площади и Москворецкой набережной, Никольской церкви и трапезной Сретенского монастыря и других.
3. Плохие традиции года
Продолжение сносов исторической застройки МосквыВ 2017 году, помимо дома Неклюдовой на Бронной, погибло еще как минимум 14 объектов старинной застройки Москвы, ценных в архитектурном либо историческом отношении. Столичные власти в лучших лужковских традициях продолжают раздавать девелоперам разрешения на застройку участков, занимаемых историческими домами, а главный архитектор города в интервью призывает «спокойно расставаться с прошлым».Результат налицо - в 2017 году Москва лишилась прекрасных домов XIX века в Пожарском (№№ 3 и 5) и Большом Николоворобинском (№ 9, стр. 5) переулках, на Большой Андроньевской улице, 7/14 и на Большой Спасской улице, 37, деревянных домов в бывших пригородных селах Черкизове (Лермонтовская ул.,17) и Алексеевском (Староалексеевская ул., 24) и др. Погибли и ценные здания советского периода: ДК имени Серафимовича на Пресне, павильон железнодорожной станции Рабочий поселок в Кунцеве. Продолжается снос корпусов Химико-фармацевтического института (Зубовская улица, 7), построенного в 1929 году по проекту архитектора Дмитрия Иофана.
4. Профанация года
Открытие «парка» «Зарядье». «Парк» «Зарядье», торжественно открытый в сентябре 2017-го, с самого начала объявлен скромными авторами и их покровителями «шедевром архитектуры мирового класса». При этом он очень мало похож на парк и совсем не похож на Зарядье. Огромные объемы нового «хай-тековского» строительства в охранной зоне объекта Всемирного наследия - Московского Кремля, стеклянные и бетонные фасады, искажающие его восприятие, насыпные горы, перекрывающие исторические панорамы, заслоняющие сохранившиеся памятники архитектуры и т.п. - пример агрессивного вторжения в исторический город. «Парк» «Зарядье», несущий банальную нагрузку бессмысленного «новаторства», лишен каких-либо связей с историческими смыслами этого значительного в московской истории места, если не считать крохотного в масштабах всего комплекса историко-археологического музея. Примечательно, что основными ценностями «парка» объявлено то, что находится за его пределами и не имеет к нему отношения - виды на Кремль, собор Василия Блаженного и ближайшие окрестности. «Парк», таким образом, паразитирует на историческом городе, не сохраняя памяти места, хотя для этого были все основания и возможности.
5. Эпопея года
Обсуждение списков домов, подлежащих «реновации». Примером нормального и конструктивного сотрудничества городских властей, архитекторов, экспертов и представителей общественности стало создание мэрией специальной рабочей группы, в которой представители Москомархитектуры, Мосгорнаследия, Общественной палаты и «Архнадзора» в течение нескольких месяцев летом - осенью 2017 года обсуждали судьбу ценных исторических домов и комплексов, попавших в списки на снос по программе «реновации». Были рассмотрены несколько сот домов, в т.ч. с выездами на места. Несмотря на отсутствие полного согласия по всем пунктам, результаты работы налицо: около 220 домов XIX-XX вв. признаны не подлежащими сносу при «реновации». К этому следует добавить и сохранение около 20 конструктивистских комплексов и объектов. К сожалению, официальный список сохраняемых домов до сих пор (четверг, 28 декабря) не опубликован; надеемся на исполнение мэрией решений рабочей группы.
6. Успехи года
Пополнение списков памятников, охраняемых государствомВ 2017 году, согласно публичным заявлениям руководителя Мосгорнаследия Алексея Емельянова, более 70 московских зданий получили статус выявленных объектов культурного наследия, 60 - внесены в Единый реестр объектов культурного наследия. Таким образом, за год более 130 объектов получили либо упрочили охранный статус. «Архнадзор» расценивает эти результаты работы Мосгорнаследия как весьма позитивные и надеется, что хорошие традиции пополнения реестра, наметившиеся в 2015-2017 гг., не будут впредь утрачены. Отметим, что многие памятники взяты под госохрану вследствие многолетней общественной борьбы «Архнадзора», ВООПИиК и других общественных организаций за их сохранение. Среди включенных в реестр в качестве памятников регионального значения есть и здания, совсем недавно находившиеся под угрозой скорого сноса - такие как флигель усадьбы Нарышкиной в Сивцевом Вражке, 41, пожарная часть села Черкизова или производственный корпус шерстоткацкой мануфактуры в Кунцеве.
7. Диалог года
Встреча мэра Москвы Сергея Собянина с представителями общественностиБольшое значение для сохранения исторической Москвы в перспективе может иметь встреча мэра Сергея Собянина с представителями реставрационной, экспертной и градозащитной общественности, которая состоялась 7 декабря перед началом церемонии «Московской реставрации-2017». На ней были было принято принципиальное решение о начале работы Общественного совета по культурному наследию Москвы, оглашены намерения организовать работу по сохранению всех ценных исторических объектов при реализации программ благоустройства общественных пространств в центре Москвы, начать процесс выведения из кризисного состояния ряда ценных памятников города (Китайгородская стена, «Теремок» Печатного двора и др.). Было обещано также проводить подобные встречи ежегодно. «Архнадзор» надеется на практическую реализацию этих договоренностей и готов к сотрудничеству в этом с городскими властями.
8. Институция года
Создание Общественного совета по культурному наследию Москвы22 декабря в Общественной палате Москвы состоялось первое заседание Общественного совета при Департаменте культурного наследия Москвы. В число 15 членов Совета включены два представителя «Архнадзора». Таким образом, в конце 2017 года Москва выполнила поручение Президента России, изданное по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству в декабре 2015 года. Пока не ясно, как будет построена работа Совета, который возглавил представитель Общественной палаты Москвы, не имеющий прямого отношения к сфере сохранения культурного наследия. Однако само создание этой институции имеет большое значение для города. Москва уже много лет остро нуждается в открытой дискуссионной площадке для обсуждения важных реставрационных, архитектурных, градостроительных проектов, имеющих отношение как к самим памятникам истории и культуры, так и к их окружению - зонам охраны и историческим территориям. Общественный контроль и открытое обсуждение проблемных вопросов градостроительства и охраны наследия в Москве, без сомнения, позволят повысить качество управленческих и экспертных решений в этой сфере.
9. Надежды года
Начало реставрации палат Пожарского. В 2017 году начата реставрация палат Пожарского (он же дом Орлова-Денисова - Большая Лубянка, 14, стр. 3). Разрушавшийся в течение долгих лет дом, связанный с именем национального героя - князя Дмитрия Пожарского, прекрасный памятник архитектуры выводится из аварийного состояния. Укреплены фундаменты и своды, осушены подвалы, починена кровля, прекратились протечки и обрушения декора интерьеров, идет реставрация главного фасада и внутренних помещений.«Архнадзор» выражает надежду, что реставрационные работы будут завершены по графику в 2018 году. Мы также надеемся, что в памятнике, возвращенном в собственность государства, будет создана музейно-мемориальная зона, связанная с событиями 1612 и 1812 годов, а также будет позитивно решен вопрос об организации доступа граждан к объекту культурного наследия.Начались противоаварийные работы на еще одном знаковом памятнике – так называемом «Доме с писателями» в Плотниковом переулке, 4/5. Падение очередного фрагмента знаменитых барельефов, изображающих русских писателей в обществе дам, заставило, наконец, Правительство Москвы отнести работы по укреплению и реставрации фасадов на счет города. Продолжается и долгожданная реставрация ещё недавно аварийного дома Быкова на 2-й Брестской улице. Усадьба Покровское-Стрешнево обрела, наконец, нового пользователя, что дает надежду на начало реставрации.Тем более необходимо отметить, что федеральным и городским властям так и не удалось организовать восстановление нескольких особо ценных, но балансирующих на грани гибели (в течение 7-11 лет) объектов культурного наследия: палат Гурьевых (Потаповский пер., 6, стр. 1), дома Расторгуевых (Солянка, 7), дома Архитектурной школы Казакова (Бол. Златоустинский пер., 11/1). А дом Германа в усадьбе Виноградово может рухнуть уже этой зимой - усадьба так и не сдана в льготную аренду, не выделено ни копейки денег, зато начата масштабная застройка расположенной рядом потенциальной зоны охраняемого ландшафта.
10. Сохранение года
Музеефикация фундамента стены Белого города на Хохловской площади.На фоне археологической катастрофы на Биржевой площади весьма отрадно выглядит завершение многолетней (с середины 2000-х гг.) истории с музеефикацией и сохранением фундаментов крепостной стены Белого города конца XVI века. Мэрия и Мосгорнаследие поступили совершенно верным образом: отказались от вариантов встраивания уникального археологического объекта в подземный паркинг, зарывания его в землю «до лучших времен» и т.п. Объект реставрирован, укреплен, стал центром общественного пространства и будет служить просветительским целям.В этом же ряду нужно назвать отказ федеральных ведомств от изъятия и застройки полей Тимирязевской сельскохозяйственной академии – бывших угодий усадьбы Петровское-Разумовское, на которых более 150 лет ведется обучение студентов-агрономов. Не исключаем, однако, что в новом году эта угроза вновь станет одной из главных в повестке градозащитного движения, так как весь 2017 год новый ректор Академии был занят тем, что увольнял из нее противников плана изъятия и застройки.