"Я не я и ракета не моя". Чего добился Рогозин, курируя Роскосмос в течение шести лет

28 декабря 2017, 13:36
Участившиеся неудачи с запусками спутников вызывают недовольство руководства: вчера был потерян первый спутник Анголы, запускавшийся российскими специалистами. Это грозит срывом контрактов и потерей репутации и денег. "Ситуация требует анализа", говорит пресс-секретарь президента.

Ангольский спутник "Ангосат-1", запущенный во вторник с космодрома Байконур, перестал выходить на связь. Сотрудники ракетно-космической корпорации "Энергия" продолжают работу над устранением проблем, но пока ничего не выходит: основной версией неполадок специалисты считают короткое замыкание в шине, отвечающей за питание спутника. Космический аппарат представлял собой геостационарный спутник связи, который был построен "Энергией" по заказу министерства телекоммуникаций Анголы.

Месяц назад Россия пережила еще одну космическую аварию: запущенный 28 ноября с космодрома "Восточный" спутник "Метеор-М" и целая серия небольших спутников, чьи запуски были заказаны в том числе и другими странами, были также потеряны из-за того, что при запуске были заложены неверные координаты.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу "Россия 24" назвал одну из причин того неудачного запуска: "Не было даже назначено головное предприятие за сведение программного обеспечения разгонного блока и ракеты".

"Рогозин занимает свой пост ровно 6 лет - с декабря 11 года, - пишет Анатолий Несмиян. - Много это или мало? В 1946 году Королев был назначен Главным конструктором ОКБ-1 и уже в 50 году (через 4 года) поставил на вооружение первую советскую ракету Р-1. Четыре года прошло между запуском первого спутника и первым полетом человека. За шесть рогозинских лет Роскосмос утратил навыки состыковки программного обеспечения между разгонным блоком и ракетой. При этом Рогозин как бы не при чем, он констатирует произошедшее, максимально отстраняясь от него. Я не я, ракета не моя. Неудивительно, если предыдущий провал и правда был связан с тем, что при программировании запуска попросту перепутали космодромы, что и стало причиной катастрофы. При таком руководстве отраслью никакая причина не может быть невозможной".

"Ангольский спутник, скорее всего, вышел из строя из-за короткого замыкания, - сообщает Lenta.ru. - Для ангольского спутника было разработано новое приборное оборудование, ранее не производившееся и не испытывавшееся на других космических аппаратах". Таким образом производитель "поступил вопреки мировому опыту запуска коммерческих спутников связи — на них принято применять только испытанное в космосе оборудование". AngoSat-1 стал первым геостационарным спутником связи, созданным "Энергией" за последние 15 лет. Полезную нагрузку для аппарата предоставила европейская Airbus. Спутник отличается электроракетной двигательной установкой, которая позволяет проводить довыведение и коррекцию орбиты. Масса аппарата составляет 1647 килограммов. Создание спутника проходило в рамках контракта, заключенного в 2009 году между "Роскосмосом" и правительством Анголы при посредничестве "Рособоронэкспорта". Три российских банка — "Росэксимбанк", ВТБ и ВЭБ — выделили на эти цели кредит сроком на 13 лет в размере 278,4 миллиона долларов. Средства были перечислены в 2011 году, в 2016-м Ангола просрочила платеж, но задолженность рефинансировали".

"Вчера вечером с Байконура стартовал последний "Зенит", который вывел ангольский телекоммуникационный спутник на геопереходную орбиту, - пишет zelenyikot. - Разгонный блок "Фрегат" отработал как надо, дальше спутник должен был начать движение самостоятельно. По слухам, на этапе раскрытия солнечных батарей связь прервалась. Роскосмос подтвердил факт потери связи со спутником, но подчеркивает, что возможно еще восстановление работы в штатном порядке. Американская система NORAD подтверждает штатное выведение спутника, т.е. к ракете и разгонному блоку претензий нет...

Общая сумма проекта составила около $320 млн, включая строительство спутника, его запуск, создание наземной инфраструктуры в Анголе и подготовку специалистов. Российские банки осуществили кредитное финансирование в размере $280 млн. Спутник был застрахован на $240 млн в страховых группах Согаз и ВТБ Страхование".

"Сообщается, что контакт был потерян на этапе раскрытия солнечных батарей, - пишет Владимир Акимов. - Оно-то так, разбираться несомненно нужно... в стиле Лавлентия Павловича, который утверждал (не безосновательно кстати), что у каждой ошибки есть имя и фамилия. Неглупый был человек...

То есть на этот раз не Фрегат виноват, а сам спутник. С качеством спутников ситуация довольно напряженная, пока не начался падеж ракет-носителей, считалось самым больным местом отечественного космоса, ну собственно вот оно о себе напомнило".

"Планировалось, что Angosat-1 будет обеспечивать вещание в частотных C - и Ku - диапазонах на территорию не только Анголы, но и всего африканского континента, - пишет kiri2ll. - Его общая стоимость, включая строительство спутника, его запуск и создание наземной инфраструктуры, составила $320 млн".

"Песков о реакции Кремля на очередной неудачный космический пуск: Ситуация в "Роскосмосе" требует анализа, и она анализируется", - пишет телеграм-канал Пул N3.

"А так вся Африка могла бы смотреть ангольские телешоу, - сообщает телеграм-канал Южнее Самарры. - Правда, на португальском говорят всего шесть стран континента (включая саму Анголу), и, кроме Мозамбика, они все небольшие".

По имеющейся у "Новых Известий" информации от собственного источника в российской космической отрасли участившиеся неудачи с запусками имеют много причин. Прежде всего это проблема общей деградации российской науки и высокотехнологичных производств из-за недофинансирования на протяжении последней четверти века. Низкий уровень зарплат и, соответственно, престижности отрасли, что не привлекает туда большое количество молодых специалистов и не прививает уважения к собственному труду. Это порождает традиционный российский "бардак".

"Например, паяльщица плат для спутников может пообедать, а потом немытыми руками со следами жира взять плату, - говорит источник. - Спаять её и залакировать. А следы жира -это уже потеря сопротивления, которое очень важно при высоких космических нагрузках. А ещё бывали случаи, когда отдельные приборы были просто не готовы и их "забывали" вставить в спутник, чтобы не сорвать сроки выполнения контракта и не нарваться на штрафные санкции. Начальству же все причины неудач докладываются так, чтобы никто не пострадал, потому что в тонкостях технологий оно не разбирается".

#Технологии #Роскосмос #Новости #Катастрофы #Космос
Подпишитесь