Posted 28 декабря 2017, 09:00
Published 28 декабря 2017, 09:00
Modified 7 марта, 17:09
Updated 7 марта, 17:09
Авторы исследования указывают на то, что существуют важные универсальные принципы для обеспечения открытости бюджетных данных. В их числе: предварительное санкционирование, доступность для общества, единство данных, их регулярность и своевременность, а также конкретность, качество, публичность и ориентированность на потребителя.
Не секрет, что проект закона о бюджете имеет особую значимость. Как правило, он привлекает к себе больше внимания, нежели любой другой бюджетный документ. В нем излагаются намерения исполнительной власти по вопросу реализации государственной политики на очередной год и плановый период. Именно своевременное размещение в открытом доступе проекта бюджета и материалов позволяют понять эти намерения и, в силу обратной связи, поставить их в более конструктивные рамки.
Авторы рейтинга также указывают на то, что «открытость в данном случае выступает в качестве системы сдерживания против необоснованных или ошибочных решений исполнительной власти».
«Проект бюджета следует выделить особо еще и потому, что по нему на региональном уровне обязательным является проведение публичных слушаний. Эта возможность позволяет гражданам не только наблюдать за происходящим в сфере общественных финансов, но и непосредственным образом участвовать в нем. Повышенное внимание к проекту бюджета обуславливает необходимость его широкого распространения вместе с сопутствующей документацией, помогающей разъяснить бюджетное предложение исполнительной власти», - говорится в пояснительной записке к рейтингу.
В связи с составлением проекта бюджета и его внесением в законодательный орган, специалисты рекомендуют использовать следующие информационные поводы: разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики региона, внесение проекта бюджета в законодательный орган, разработка версии «бюджета для граждан», проведение публичных слушаний, рассмотрение проекта бюджета законодательным органом, подписание закона о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ.
Таким образом, бюджетные данные считаются общедоступными, если их можно гарантированно найти и ознакомиться с их содержанием в заранее известное время. Самый простой и экономичный способ сделать документы общедоступными – разместить их в открытом доступе в интернете. По сути, обнародованный рейтинг отражает способность региональных властей профессионально работать в интернет-пространстве: систематизировать информацию на сайте, привести в соответствие содержание и заявленные наименования данных, обеспечить взаимосвязь элементов так, чтобы человек легко мог найти данные о бюджете.
Учитывается консолидированность, регулярность, своевременность и полнота предоставляемых данных. Приветствуется конкретика: чем больше точных цифр и данных представлено, тем проще получить представление о планируемых расходах.
Роль сыграли даже форматы файлов: так, более высокую оценку власти получали за размещение данных в форматах, облегчающих повторное использование и поиск в информационном массиве.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин напомнил, что Минфин регулярно публикует рейтинг регионов по уровню открытости бюджетных данных, начиная с 2015 года, когда наиболее ярко проявили себя проблемы роста их долговой нагрузки и расширения дефицитов бюджетов, что привело к необходимости увеличения трансфертов из федерального бюджета и реализации прочих мер поддержки.
«Рейтинг позволяет отобрать регионы с высоким уровнем бюджетной дисциплины и стимулировать ее дополнительной поддержкой из федерального бюджета. Помимо этого, анализируются и внедряются лучшие региональные практики», - указал эксперт.
По его мнению, сам по себе рейтинг в текущем его виде носит больше технический характер: «Исключение составляет подрейтинг сводной оценки уровня представления субъектами Российской Федерации информации о бюджете и бюджетной системе в понятной форме. В этом случае в числе аутсайдеров – ряд регионов Сибири и Кавказа».
Направление рейтинга «Бюджет для граждан» включает в себя четыре группы. В частности, в группу с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных среди прочих вошли Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская Тульская и Ярославская области.
Ярославская область ведет достаточно эффективную работу по повышению открытости информации. Согласно рейтингу публикации органами государственной власти информации в формате открытых данных, подготовленному Аналитическим центром при Правительстве РФ, регион вошел в тройку лидеров по количеству наборов открытых данных. Достижениями в вопросе прозрачности бюджетных данных может похвастаться и саратовский губернатор Валерий Радаев.
Тульская область набрала по направлению 100 баллов, как и ее «соседи» по группе. В своем послании депутатам областной Думы и населению Тульской области губернатор Алексей Дюмин вновь заявлял, что власть должна становиться более открытой, а люди – иметь больше возможностей участвовать в решении социально-значимых проблем и задач. Им предложен целый ряд решений, который также приближает каждого жителя к участию в обсуждении, формировании и контроле бюджета.
Не удивляет и достойная позиция в рейтинге Калужской области. Региональные власти во главе с губернатором Анатолием Артамоновым уделяют самое пристальное внимание проблеме открытости органов власти. В частности, в рейтинге проектного центра «Инфометр» регион занял четвертое место – при составлении рейтинга эксперты оценивали публикации ведомств, отвечающих за культуру, здравоохранение и финансы.
Саратовская область также устойчиво входит в тройку лидеров среди регионов Приволжского федерального округа по данному показателю.
Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов утверждает, что бюджетная открытость важна для того, чтобы средства распределялись не узким кругом депутатов и чиновников, а широкими слоями населения. «Очень важными в этом плане представляются проекты инициативного бюджетирования, когда жители сами решают на что направить бюджетные средства. Есть и дополонительные проекты по данному направлению в регионах. Например, Тульский проект инициативного бюджетирования «Народный бюджет» стал лучшим на Всероссийском конкурсе социально-экономического развития регионов в 2016 году. Это и предопределяет хорошие позиции области в рейтинге», - пояснил Тихонов.
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков пояснил, что открытый бюджет – это идеология открытого государственного управления.
«В данном рейтинге используется методология ISO серии 9000, ориентированная на потребителя (менеджмент для достижения устойчивого успеха) и это очень важно, что учитывается именно удобство для граждан. Что касается лидеров и аутсайдеров, то тут вопрос к персоналиям. Среди регионов с очень высоким уровнем открытости – Сахалин, Иркутская область, Тульская, Ивановская область, Адыгея, Калмыкия, Башкирия. Среди регионов с просто высокой открытостью – Калужская, Московская область, т.е. очень разные регионы. А среди аутсайдеров – Томская область, Ингушетия, Самарская область. Здесь вопрос в подходах, автоматизации информации и новых методах работы. По сути, нужно больше заниматься перестройкой в подходах к работе с документами и цифрами, а не ждать пинков из Москвы», - заключил Гращенков.
Группа регионов с высоким уровнем открытости бюджетных данных представлена Архангельской, Курганской, Челябинской, Магаданской областями, Республикой Калмыкия, Республикой Марий-Эл, Мордовией, Забайкальским краем.
Низкий уровень открытости продемонстрировали два региона – Кемеровская область и Еврейская автономная область, а группа с очень низким уровнем содержит всего одного участника – Республику Ингушетию. Эксперты утверждают: столь низкие позиции указанных регионов красноречиво говорят о том, что работа, направленная на повышение прозрачности бюджетного процесса, фактически не ведется или же провалена в этой области.
Открытость бюджета – это один из важных критериев оценки региональных властей. Фактически он показывает уровень доверия между государством и населением, готовность к сотрудничеству и предоставляет возможность совместной доработки и усовершенствования такого важного документа, как бюджет области.