Всего по проекту 1144 было запланировано пять кораблей, а построено четыре – «Киров», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Пятый, который имел проектное название «Адмирал Кузнецов», до стадии реализации не дошел, а его строительство было отменено в 1990 году.
На практике, проект 1144 оказался сверхсложным и сверхдорогим даже для советского ВПК, из-за чего эти корабли можно назвать серийными только условно.
«Киров» из-за серьезной проблемы с силовой установкой с 1990 года не выходил в море и сегодня «ожидает утилизации». Судьба «Адмирала Лазарева, который уже двадцать лет является небоеспособным, пока не решена, но, судя по всему, он последует по пути «Кирова».
«Адмирал Нахимов» также с 1999 года находится на отстое, но его Минобороны РФ все-таки решило восстановить, а что касается «Петра Великого», то он еще не проходил капитальный ремонт, а это, в любом случае, нужно будет сделать в ближайшие годы.
Модернизация такого корабля, как «Адмирал Нахимов» стоит очень дорого и сравнима со строительством нового судна.
«В рамках этих работ произойдет полная замена ракетного вооружения и радиоэлектронного оборудования, а также всего сопутствующего технического оснащения данного судна», - констатирует военный эксперт Василий Кашин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».
Как замечает эксперт, восстановление производственной цепочки после перерыва в более чем двадцать лет – очень дорогостоящее и сложное дело, поэтому нельзя говорить, что в рамках модернизации этого крейсера мы предпочли этот вариант строительству новых кораблей. Это не так, поэтому данное решение Минобороны РФ является вынужденным шагом, который необходим нам для комплектования отечественного флота.
«Новых кораблей первого ранга мы так и не начинали строить за все постсоветское время, поэтому их средний возраст очень велик. При этом, на подобные суда опирается наша растущая внешнеполитическая активность – в частности, это совместные учения с другими странами, а также российское военное присутствие у берегов Африканского рога и Сирии, вследствие чего, это решение по модернизации является закономерным», - констатирует Кашин.
Самый старый военный корабль Российского военно-морского флота корабль «Волхов» построен и принят на вооружение 102 года назад . Он до сих пор несет боевое дежурство наравне с современными.
Создан на лучшем в Российской Империи Путиловском заводе. Это был первый русский военный корабль-катамаран, а также первый спасатель подводных лодок. Все сто два года корабль пашет для России, участвовал и в ПМВ, и в ВОВ, даже в прошлом году в учениях «Кавказ-2016». Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса «Волхова», изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время.
Целиком статью можно прочитать здесь