Аналитики из американского издания Bloomberg подсчитали, что, несмотря на шумиху вокруг каждого действия Tesla, компания лишь прожигает деньги. Так, по данным издания, она теряет $480 тысяч каждый час. Если такая ситуация сохранится, то Tesla обанкротится уже к августу 2018 года, даже не успев начать выпуск своих последних представленных моделей, - пишет в ЖЖ блогер Валерий Гикавый.
Подобный прогноз подтверждается многочисленными обвинениями компании в недобросовестном отношении как к своим клиентам, так и к инвесторам. Согласно данным официальной сертификации Агентства по охране окружающей среды США, компания сознательно занижала реальные возможности своей новой машины Tesla Model 3, чтобы не отпугнуть покупателей от Tesla Model S, чьи показатели хуже при более высокой цене.
Одной из основных причин финансового фиаско компании является неотлаженный процесс производства и спешка в сборке автомобилей. Так, по данным Reuters, лишь 10 процентов автомобилей покидают завод без каких-либо дефектов. Незакрывающиеся двери, проблемы с внутренней отделкой салона, негерметичность кузова и прочие «детские болезни» молодой компании приходится устранять в отдельном порядке.
Да, указанные огрехи не мешают автомобилям компании регулярно набирать наивысшие баллы в краш-тестах, но существенно сказываются на затратах на устранение погрешностей и сроках производства. Последнее даже стало причиной обвинений Илона Маска в том, что его компания собирает автомобили вручную, что ему пришлось опровергать, выложив видео штамповки деталей кузовов. Опять таки можем вспомнить, как Маска поймали на занижении цены для получении льгот в Европе и что Трамп практически решил уже отменить льготы на покупку электромобилей в США.
Финансовое положение компании не спасает и энергетическое направление её деятельности. Несмотря на громкие кампании по обеспечению солнечной электроэнергией Пуэрто-Рико и Австралии, Tesla также не может похвастаться выдающимися успехами.
Компания SolarCity, приобретённая Tesla в 2016 году, некогда была лидером отрасли солнечных панелей, устанавливаемых на крышах. В третьем квартале 2017 года положение SolarCity ухудшилось на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Учитывая тенденцию на сокращение рынка «домашних» солнечных панелей, энергетическому направлению компании остаётся или сфокусироваться на крупных проектах, или готовиться к неудачам и в этом сегменте.
Многие эксперты уверены: Tesla — не просто убыточная компания, а убыточная в перспективе многих лет.
Именно прогнозируемый рост прибыли (по крайней мере, выход на безубыточность в обозримой перспективе, а не гипотетически после 2020 года, как говорит сам Илон Маск) должен был стать главным фактором роста капитализации. Но именно тут — загвоздка. Прибыли нет и пока не будет. Понятно, что в коротком периоде могут быть очень серьезные корректировки стоимости акций, в том числе по причине планируемых сделок (слияния, поглощения и др.), каких-то корпоративных событий, возможно — внешних факторов, связанных с регулированием рынка, конъюнктурой. Хотя все это в конечном счете все равно должно влиять на финансовый результат, на прибыль компании. Как, впрочем, и динамика выручки и рыночной доли.
Проблема Tesla (а точнее, проблема инвесторов в Tesla) — именно в том, что с ростом рыночной доли, запуска новых проектов, развития тесломании по всему миру убытки Tesla только растут и в обозримой перспективе будут расти. Ранее предполагалось, что прибыль компания наконец получит в 2018 году (консенсус-прогноз был в районе 6 долларов на акцию); теперь ожидания скорректированы до минус 90 центов на акцию. И как минимум до 2020 года ожидания аналогичные.
Сама компания также заявляет, что все идет по плану, а прибыли пока не ожидать не стоит. Сейчас капитализация Tesla почти в 80 раз (!) больше прогнозной прибыли компании в 2019 году. Это, прямо скажем, очень мощное соотношение. Прибавьте к этому огромную долговую нагрузку и зависимость от господдержки (субсидии и льготное кредитование компании играют очень большую роль, но будут ли дальше сохраняться по мере роста масштабов?).
По итогам третьего квартала 2017 года Tesla потеряла $619 миллионов. Но ставить крест на компании ещё рано.
Все же Tesla работает как над исправлением ошибок производства, так и над новыми моделями автомобилей. Несмотря на все трудности, компания продолжает получать заказы, а Tesla по-прежнему остаётся самым известным производителем электрокаров.
Сейчас же можно констатировать лишь одно: репутация Tesla опережает компанию, до сих пор не сумевшую исправить огрехи производства, но ведущую агрессивный маркетинг. В случае если Илон Маск не сможет исправить ситуацию, автомобильному миру придётся констатировать, что пузырь завышенных ожиданий сдулся, и ожидать появления новых лидеров отрасли.