В соответствии со статьей 20 Федерального закона №44-ФЗ, очные публичные слушания (обязательное общественное обсуждение № 201700107700) пройдут 28 декабря в Мосгортрансе на Раушской набережной. Более подробную информацию см. на сайте госзакупок.
План закупок № 201705732000024003 подразумевает поставку «экологичных электробусов» (с дизельным отопителем типа Webasto для обогрева салона и батарей) вкупе со станциями «ультрабыстрой зарядки» (их число не указывается), а также их последующее обслуживание в течение 15 лет по «контракту жизненного цикла» (КЖЦ). Грубый расчет показывает, что один электробус будет стоить налогоплательщикам более 106 млн рублей.
«Из 106 млн примерно 35 стоит сам электробус, 15-20 - зарядная станция, остальное - сервисное обслуживание в течение 15 лет. Эксплуатация электробуса по КЖЦ стоит на порядок дороже автобуса, - говорит источник московского Департамента транспорта. - Использование ультрабыстрой зарядки требует стягивания больших мощностей на конечных станциях, прокладки подземных кабелей. Зарядка токами свыше 250 ампер уменьшает срок службы аккумуляторов, ведет к простоям электробусов на конечных для зарядки, что вынуждает увеличивать количество электробусов на линии. Это повышает расходы на работу маршрута».
Подтверждает мнение эксперта и ученые МГТУ имени Баумана. В этом году по заданию мэрии специалисты проводили «Математическое моделирование движения электробуса» на городском маршруте г. Москвы. Виртуальные испытания электробуса» (закупка № 31705130732- стоимость работ 2 млн рублей ), которые выяснили, что стоимость эксплуатация электробуса «существенно выше автобуса» (Стоимость годовой работы троллейбуса по расчетам самого же ведомства Ликсутова на 15,5% дешевле автобуса).
По словам собеседника «НИ», столь высокая цена электробуса обусловлена новизной техники. Электромашина почти целиком будет состоять из ключевых импортных узлов и агрегатов - серийных электробусов и оборудования к ним в России не выпускается. Да и менять некоторые дорогостоящие части придется минимум раз за жизненный цикл. А аккумуляторы - неоднократно. Замена батареи за счет производителя также включена в стоимость контракта.
«Сама система заряда и зарядное устройство прописано под единственного производителя импортных электробусов с зарядным пантографом SHUNG, что является нарушением антимонопольного законодательства, - объясняет источник. - Согласно Техзаданию Московского электробуса, прописан электропортальный мост, который производит единственный концерн ZF (Германия). Аккумуляторные батареи для электробусов тоже планируется поставить импортные. Компрессор, кондиционер, тяговые двигатели, электронное управление также прописаны под зарубежные образцы!»
Для сравнения. 115 электробусов «Тролза» модели 5265, он же троллейбус с увеличенным автономным ходом, Горэлектротрансу Санкт-Петербурга обошелся в 2 млрд рублей. Или порядка 20 млн рублей за штуку.
«В Москве имеется развитая троллейбусная сеть, по сути — простая в обслуживании универсальная подвесная зарядная линия для двух видов транспорта - обычного троллейбуса и электробуса с динамической зарядкой. Это самое оптимальное решение для любого города, где имеется троллейбусное сообщение. Не надо тратить деньги на строительство новой транспортной электробусной системы. Да и в эксплуатации троллейбус будет дешевле».
Как известно, 22 сентября уходящего года на заседании Госсовета мэр Москвы Собянин заявил, что электробусы, цитирую, «придут на смену существующему троллейбусному парку столицы». Недавно глава Дептранса Максим Ликсутов объявил маршруты троллейбусов, которые планируется заменить электробусами. Фактически получается, что мэрия потратит 32 миллиарда на уничтожение троллейбусов.
Эти дорогие, тяжелые (возят с собой батарею, эквивалентную весу 20-ти пассажиров), неэффективные и маловместительные одиночные 85-ти местные электробусы (троллейбус вмещает 100 -115 пассажиров) с дизельным движком не известно как поведут себя в массовой эксплуатации, особенно зимой. Не решат в Москве ни одну из существующих транспортных проблем — ведь на эти деньги можно было купить много новых усовершенствованных троллейбусов, реально увеличив количество экологически чистого подвижного состава (посадочных мест) и улучшив работу наземного транспорта.
Более того, в рамках программы «Моя улица» на ветер были выброшены миллиарды рублей на переустройство троллейбусной контактной сети — десятки линий не используются, хотя на них подается так называемое охранное напряжение. Только на одном Щелковском шоссе реконструкция воздушной сети стоила порядка 250-ти млн рублей (смета есть в распоряжении Редакции)!
Интересно, а где обнародованная для неравнодушных горожан данные о «Разработке инфраструктуры для общественного электротранспорта (электробусов) в г. Москве для нужд ОАО «МОЭСК», проведенной в 2013 году? (закупка № 31300487993 стоимостью почти в 30 млн рублей)? Наверняка прикидывали, во что обойдется «электрификация» троллейбусов в электробусы.
Ну а уважаемым читателям предлагаем самим посчитать во сколько обойдется замена всех 1,5 тыс столичных троллейбусов (из расчета — 32 млрд на 300 электробусов) на инновационные дизельные электробусы (без учета перепрофилирования парков, переподготовки водителей, совершенствования система электроснабжения города, перекладку коммуникаций и т. д.). А в Москве, между прочим, еще ездят почти 6,5 тыс маршрутных автобусов - их тоже столичный градоначальник обещал совсем скоро заменить на электробусы...
Неудивительно, что конкурс и общественные слушания объявили под конец года. Авось, в предпраздничной суматохе и не заметят рождения «сестры» программы «Моя улица»- «Его электробус». В самом деле, не на портале «Активный гражданин» обсуждать такие баснословные траты налогов москвичей.
КСТАТИ
Вслед за Прагой троллейбусы решил вернуть Берлин. Троллейбусы с автономным ходом будут работать в районе Шпандау - на электротягу переведут 4 автобусных маршрута, подвесив 25 км проводов. В дальнейшем планируется построить ещё 51 км контактной сети, заменив на аккумуляторные троллейбусы еще 6 дизельных автобусов. Троллейбус был закрыт в Западном Берлине более полувека назад. Париж также обсуждает возможность запуска инновационных троллейбусов.
Р.S. «Очные публичные слушания пройдут 28 декабря в 9 часов по адресу: 115035, Москва, Раушская наб., д. 22/21, стр.1, каб.333. Участник очного публичного слушания, пожелавший присутствовать на слушании, с учетом действующего пропускного режима в здание ГУП "Мосгортранс", должен заблаговременно (не позднее, чем за два рабочих дня до времени начала слушания) уведомить об этом Заказчика путем направления заявки на пропуск по электронной почте zakupki@mosgortrans.ru, с указанием наименования организации, Ф.И.О. и паспортных данных представителя. Для прохода в здание ГУП "Мосгортранс" участник очного публичного слушания должен иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации. При несоблюдении указанных условий Заказчик не несет ответственности за возможность присутствия участника на очном публичном слушании».