Posted 22 декабря 2017, 09:13
Published 22 декабря 2017, 09:13
Modified 7 марта, 17:12
Updated 7 марта, 17:12
Издание N+1 решило вспомнить попросила доктора медицинских наук Александра Суворова, заведующего отделом физиологии человека в экстремальных условиях и лаборатории кардиореспираторной системы и баромедицины Института медико-биологических проблем РАН, прокомментировать эту эффектную демонстрацию.
Как оказалось, еще в 1962 году, Йоханнес Кильстра из университета Лейдена вместе с несколькими коллегами впервые провел серию экспериментов по жидкостному дыханию. Он поочередно погружал мышей в специальный раствор (стерофундин), обычную воду и морскую воду, которые насыщались кислородом под давлением 160 атмосфер. Грызуны в стерофундине оставались живыми до 18 часов, но после возвращения на "сушу" погибали из-за того, что не могли полностью избавиться от жидкости в легких.
В 1966 году Лиланд Кларк и Фрэнк Голлан в экспериментах на мышах и кошках добились того, что животные выживали в течение недель после того, как дышали во фторуглеродной жидкости, которая может удерживать значительно больше кислорода, чем вода. Однако все они получили повреждения легких.
В 1977 году Кильстра впервые провел эксперимент на человеке. 49-летнему Фрэнку Фалейчику залили одно легкое раствором соли (другим он дышал воздухом) и проследили за тем, как это легкое реагирует на поток жидкости и как идет газообмен. Фалейчик благополучно перенес эксперимент, хотя потом у него развилась пневмония.
Применение технологий жидкостного дыхания обещало массу преимуществ: благодаря несжимаемости жидкости можно уравнивать давление между водолазом и водной средой, исключается угроза кессонной болезни, можно обеспечить спасение подводников и водолазов. Именно для этого Фонд перспективных исследований России в апреле 2016 года одобрил программу создания технологий жидкостного дыхания на базе НИИ медицины труда.
«Теоретически эта идея выглядит очень заманчиво. Например, захочет человек понырять на сверхбольшие глубины. На суше ему заполняют легкие жидкостью, он ныряет, плавает на глубине — свободно, без декомпрессии, с аппаратом, который насыщает жидкость кислордом, — говорит Суворов. — Но сейчас уже достоверно установлено, что основным пределом, препятствующим погружению человека на сверхбольшие глубины, является не проблемы с газообменом, а влияние давления в чистом виде».
Начиная с глубины 300 метров, высокое давление начинает действовать непосредственно на нервную систему человека, развивается нервный синдром высокого давления (НСВД) - начинается дрожание рук, ухудшается координация движений, самоконтроль и внимание, появляется сонливость...Поэтому если подводная лодка окажется на глубине километр, человек оттуда всплыть не сможет. В реальности человек без жестких скафандров может переносить глубину до 500 метров», — поясняет Суворов.
Вторая проблема с жидкостным дыханием — оно требует крайне сложного оборудования. Необходимо постоянно насыщать дыхательную жидкость кислородом, то есть аппарат должен 5–6 раз в минуту закачивать и выкачивать ее в легкие и из легких, направляя ее в газообменник. Без такого насоса дыхание жидкостью невозможно. Если животные — собаки, кошки и крысы, — способны справиться с перекачкой жидкости в легкие и из легких с помощью своих межреберных мышц, то человеку это не под силу.
Еще одна проблема — выведение углекислого газа. Для этого во фторуглеродную жидкость необходимо добавлять дополнительные компоненты, которые будут поглощать углекислоту. Эти компоненты нужно тоже очищать и заменять. Кроме того, на глубине 100–200 метров температура воды фактически не превышает плюс 4 градуса Цельсия, а значит, надо подогревать эту смесь, чтобы поддерживать ее температуру на уровне около 20 градусов.
«Такой жидкостный акваланг — очень непростое устройство, и если вдруг случится какая-то заминка — электрическая, механическая, электронная, то аппарат останавливается, человек умирает », — говорит ученый.
Сами по себе переход на жидкостное дыхание и возвращение на воздух тоже создают угрозу для жизни. Для заполнения легких жидкостью требуется анестезия и подавление рвотного рефлекса, но в тот момент, когда человек возвращается к дыханию воздухом, желательно иметь под руками реанимационную бригаду.
По мнению ученого, главное направление, где действительно могут пригодиться разработки в сфере жидкостного дыхания, — это реанимация новорожденных. «Дети рождаются без дыхания, они должны сами сделать первый вдох. Если у них есть определенные виды патологии, когда это невозможно, то методы жидкостного дыхания могут быть полезны», — говорит Суворов.
Кроме того, добавляет он, несомненно полезны будут разработки в сфере создания искусственной крови.
По его мнению, это крайне интересное направление фундаментальной науки с точки зрения изучения механики дыхания, газообмена, но говорить о том, что жидкостное дыхание очень скоро может стать практически достижимой технологией, преждевременно. (полная версия публикации - по этой ссылке https://nplus1.ru/material/2017/12/21/taxa?utm_source=echo.msk.ru&utm_medium=referral&utm_term=Falejczyk)
Таким образом, действия Рогозина можно расценить как бессмысленное и живодерское шоу. Не случайно Ксения Собчак заявила о том, что подаст на вице -премьера заявление в Генпрокуратуру:
"20 декабря президент подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. И в этот же день вице-премьер Рогозин продемонстрировал президенту Сербии «передовую российскую технологию».
Я думаю, что все уже видели ролик, как живую таксу натурально топят в какой-то специальной жидкости, якобы обогащенной кислородом. Я это видео досмотреть не смогла и вам не советую, это очень жестокое зрелище и не для слабонервных.
Процитирую новый закон: «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье,…если это деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть ‚Интернет‘) — наказываются… лишением свободы на срок до пяти лет».
Этот закон в тот же день официально опубликован, и само по себе совпадение этих событий выглядит весьма цинично."
"НИ" поддерживает это начинание и так же просит законников разобраться с живодерской выходкой Рогозина.