Палачи или жертвы? Интервью главы ФСБ Бортникова дало старт новой дискуссии

21 декабря 2017, 17:13
Почти весь минувший год политологи и публицисты верно предполагали, что 100-летие революции в нынешнем году справят скромно. Но неверно - что зато 100-летие ВЧК-КГБ-ФСБ - пышно, и даже могут вернуть на Лубянку памятник основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Вышло тоже без пышности, но с вызвавшим резонанс интервью.

Директор ФСБ России Александр Бортников накануне 100-летнего юбилея со дня создания ВЧК дал большое интервью "Российской газете", которое до сих пор продолжают активно обсуждать всоцсетях.

"Бортников рассказал, что массовые репрессии закончились в 1938 году, а их жертвами были сами чекисты", - вкратце сообщает фейсбук телеканала "Дождь".

"Бортников заявил в интервью «Российской газете», что политические репрессии 1930-х годов зачастую имели под собой основания, - пишет philologist. - По его словам, против советского руководства действительно плелись заговоры. "Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов. Планы сторонников Л. Троцкого по смещению или даже ликвидации И. Сталина и его соратников в руководстве ВКП(б) - отнюдь не выдумка, так же, как и связи заговорщиков с иноспецслужбами. Кроме того, большое количество фигурантов тех дел - это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд", — сказал директор ФСБ. При этом Бортников оговорился, что "не хочет никого обелять" и что те сотрудники НКВД, кто фабриковал дела, были впоследствии наказаны".

"У меня аж дух перехватывает от этого интервью Бортникова, - пишет Марина Литвинович. - Тезисно: - нынешнее ФСБ - наследница и правопреемница ВЧК. Это следует из всего интервью. Бортников одобрительно говорит о том, что были уничтожены белоэмигрантские организации, леваки, инакомыслящие, что ВЧК успешно ("с правом применения смертной казни") уничтожала одну часть общества, помогая удерживать власть большевиков.- в работе ОГПУ - НКВД на местах в 30-е годы были "перегибы".- "архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов".- и дальше там прямо ох".

"Бортников также коснулся темы бандеровцев, "лесных братьев" и им подобных, - пишет general-ivanoff. - "В западных областях СССР действовали многочисленные и хорошо вооруженные националистические бандформирования, ранее сотрудничавшие с гитлеровцами, а теперь плотно опекавшиеся американскими и британскими спецслужбами. Бандиты терроризировали население, совершали вооружённые вылазки, диверсии и убийства. Начиная с 1944 года в отношении крупных бандгрупп проводились чекистско-войсковые операции, которые можно сравнить с современными контртеррористическими операциями. Оперативной ликвидации лидеров националистов и рядовых боевиков способствовал созданный в кратчайшие сроки агентурный аппарат, состоявший из местных жителей. К середине 1950-х годов подполье в основном было ликвидировано. Однако розыск и предание суду военных преступников продолжились вплоть до конца 1980-х годов".

При Михаиле Горбачёве, по словам Бортникова, "ЦК КПСС не реагировал даже на информацию контрразведки о приобретении иностранными спецслужбами "агентов влияния" в союзных органах власти. ...Направляемые в ЦК оперативные и аналитические материалы по целому ряду проблем оставались без внимания". А в ельцинские времена "госизмена была поставлена на рыночные рельсы".

Касательно сегодняшнего положения дел, Александр Бортников отметил, что "иностранные спецслужбы по-прежнему стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства", но их деятельность "встречает решительный отпор со стороны контрразведчиков". По информации ФСБ, с 2012 года в России были осуждены 137 кадровых сотрудников иноспецслужб и их агентов. Прекращена работа 120 иностранных и международных НПО, являющихся инструментом иностранных разведок.

Особое внимание уделяется "выстраиванию надёжного заслона угрозам со стороны нынешней Украины". Как рассказал директор ФСБ, "принимаются меры по пресечению координируемой Западом диверсионно-подрывной и террористической деятельности её спецслужб, а также блокированию попыток украинских националистов и экстремистов установить связи с единомышленниками в России и вести деструктивную работу в украинской диаспоре. Так, в 2016-2017 годах в Крыму нейтрализованы 3 диверсионно-террористические группы СБУ и ГУР Минобороны Украины. В 2016 году в Ростовской области задержаны члены "Правого сектора", готовившие теракты в российских регионах. Вскрыты попытки СБУ наладить каналы наркотрафика в Россию".

"Наше Отечество неоднократно становилось объектом враждебных посягательств иностранных держав. Противник пытался победить нас либо в открытом бою, либо с опорой на предателей внутри страны, с их помощью посеять смуту, разобщить народ, парализовать способность государства своевременно и эффективно реагировать на возникающие угрозы. Разрушение России для некоторых до сих пор остаётся навязчивой идеей", - предупреждает глава ФСБ".

"Очень важным событием считаю то, что о репрессиях и о числе репрессированных сказал именно директор ФСБ, - отмечает bin-rada. - Не Суворов-Резун, не Солженицын, которые писали якобы "правду" о репрессиях. Даже не уважаемый мною историк Виктор Земсков, очень тщательно перепроверивший все данные о репрессиях и назвавший в своих исследованиях примерно такие же цифры, что и Бортников. А официальное государственное лицо Александр Бортников, директор ФСБ. Теперь есть на кого ссылаться в спорах с жертвами перестроечных мифов".

"Нельзя одновременно чтить Авеля и Каина, - возражает Александр Черкасов, приводя заявление правления Международного общества "Мемориал":

"Эта организация, продолжавшая существование под разными названиями (ГПУ, ОГПУ, УГБ НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ и т.д.), имеет в мировой истории не много конкурентов по масштабам преступлений против граждан собственной страны.

Упразднив одним из первых декретов все старые суды, большевики немедленно создали систему внесудебной расправы с оппонентами. В результате преступной деятельности этой системы миллионы людей были отправлены в лагеря или казнены – без всякой возможности защиты.

С 1995 года 20 декабря официально отмечается как "День работника органов безопасности Российской Федерации". Это очевидное продолжающееся глумление над памятью миллионов жертв. Но это еще и знак для всего мира, что большевицкий режим не ушел в прошлое. Не многовековая российская история, а именно 1917 год – точка отсчета для властей "постсоветской" России.

Вряд ли кто-то решится утверждать, что до 1917 года интересы государства российского никто не защищал, или что целью большевицкого переворота была защита российского государства. Но из многовековой истории выбрана именно дата создания самой кровавой спецслужбы всех времен и народов.

Это – позор для нынешней России. Это беда нынешней России. Чем дальше, тем больше в глазах всего мира Россия становится ответственной за советские преступления – из-за нежелания властей размежеваться с прошлым: назвать коммунистический режим преступным и открыть, наконец, архивы большевицкой охранки.

Сохранение "дня чекиста" под любым названием мешает верить в искренность речей при открытии памятника жертвам репрессий. Нельзя одновременно чтить Авеля и Каина. Подобное двоемыслие – уже не оправдываемое страхом репрессий – чревато повторением прошлого. И даже в виде фарса это будет совсем не весело".

"Вы думали, что они вернут памятник Дзержинскому, а они поставят памятник Берии, - считает Кирилл Шулика. - И я был неправ, говоря, что они преемники Андропова. Оказалось, что они преемники Берии. Для них оно хуже, учитывая, что я-то им в пример ставил человека, похороненного у Кремлевской стены. А они оказалась любят человечка без места захоронения".

"Каждому государству нужны органы безопасности, потому что Эра Милосердия наступит в мире еще нескоро, - пишет Антон Орех. - Но так получилось, что в нашей стране с самого первого дня существования ВЧК, НКВД, КГБ и так далее были предназначены для репрессий и унижения собственных граждан. Даже в ельцинские времена эта контора не была ни белой, ни пушистой.

Начальник ФСБ Бортников рассуждает о сталинских репрессиях, как недоучка. Или как человек, у которого тяжелая работа за маленькие деньги, бутылка водки на столе и три сосиски на закуску. Бортников говорит, как человек, который ничего не знает и не хочет знать ни про Сталина, ни про репрессии. Хотя именно Бортников имеет возможность на своей должности узнать об этом больше, чем любой гражданин в стране. Зайти в любой архив, прочитать любой документ. Тысячи ученых не имеют таких возможностей, какие есть у Бортникова... Но если бы Бортников рассуждал иначе — он и не был бы начальником ФСБ! На его месте просто не мог и не сможет оказаться человек с какими-то другими взглядами! Это и есть генетическая память, даже если ваши предшественники не были вашими родственниками. На смену одному поколению чекистов приходило другое. Старики учили молодых, передавали опыт, прививали идеологию. Ветераны мучили и казнили людей и молодые учились у них этому ремеслу.

Потом от казней почти отказались, но насилие не прекратилось. И в глубине души — а может и не сильно в глубине — они жалеют, что нельзя сейчас поставить к стенке сотню-другую, а может и тыщеночку. Верят в заговор троцкистов, в связь врагов народа с иностранными разведками и латинских шпионов, верят в то, что репрессии закончились в 1938, а пострадали от них сплошняком коррумпированные аппаратчики.

Весь тот бред, которых кочует десятилетиями по пустым головам наших с вами соотечественников. И в этом смысле все тоже логично. Год от года растет восхищение Сталиным. Год от года крепнет у людей вера в железную руку. Мы презираем ценность человеческой жизни и слышим, что расстрелянных было не так и много, каких-то 700-800 тысяч. И что ради высокой цели вполне можно отправить в мясорубку одного за другим сотни тысяч людей... Нам бессмысленно говорить о покаянии, о признании преступлений сталинизма. Потому что мы не считаем их преступлениями и не считаем, что вообще должны в чем-то каяться. Сто лет назад страна перешла на темную сторону. И вековой юбилей ВЧК — это еще одна важнейшая дата в столетии темноты".

alex-vergin приводит свидетельство о количестве жертв сталинских репрессий из более авторитетного источника, чем "Резун с Солженицыным": "Был, знаете ли, такой председатель Верховного Суда СССР, Анатолий Волин. Знаменит он тем, что прожил 105 лет. Сталин назначил его председателем ВС в 1948 г., когда тот был еще очень молодым. И этот кадр, уже в столетнем возрасте, свидетельствовал в интервью вполне официозной "РГ":

"В 1956 году министерство юстиции было ликвидировано, и Верховному суду СССР была передана вся судебная статистика. Эти данные тогда были изучены впервые: с 1940 по 1952 годы было осуждено 32 миллиона служащих и учащихся!"

Нота бене: это говорит не кто-нибудь, а тогдашний главный судья СССР, назначенный самим Сталиным. Врать в сторону преувеличения, наверное, не станет. А сколько в СССР в этот период вообще жило взрослых, способных понести уголовную ответственность? Точно мы не знаем, но, по грубой прикидке, миллионов 150-160. Это значит, что был осужден каждый пятый житель страны – если верить сталинскому судье и прокурору Волину. И это, подчеркиваю, лишь с 1940 года".

Роман Попков отмечает, что украинские "коллеги" поздравили россиян особым "подарком": в день юбилея ВЧК был задержан крупный чиновник, обвиняемый в шпионаже в пользу России: "Сейчас СБУ рапортует о задержании "крысы в очках" - помощника украинского премьера, передававшего информацию российским спецслужбам. А на днях директор ФСБ Бортников в своем интервью отдельно и много, с большим вдохновением, говорил о борьбе с "диверсионно-подрывной деятельностью" украинских спецслужб.

А ведь когда-то СБУ и ФСБ были реально "братскими" корпорациями – вот без шуток. Народы, может и не братские, ок. Но корпорации – вполне себе да. Один мой знакомый пересказывал свой разговор с источником, крайне близким к "комитетским" кругам. Этот источник горючими слезами плакал: мол раньше мы с "украинскими коллегами" в банях парились и водку ели ящиками, убеждали их, что с оранжевыми революциями нужно бороться, и они соглашались, но кивали на руководство страны, у которого, дескать, "нет политической воли".

После победы Оранжевого майдана на какое-то время СБУ возглавил Турчинов – президент Ющенко его буквально за руку привел знакомиться с "коллективом", орал там что задолбался в кабинете "пантомимой" общаться из-за прослушек. А эти чекистские грибы сидели, втянув шляпки в пиджаки, и угрюмо слушали. Но потом, при Януковиче, все вернулось на круги своя. Ну то есть вот буквально ФСБ и СБУ плавали в одном мыльном тазу и дружно ненавидели "цветные революции". То же похищение эфэсбешниками оппозиционера Развозжаева в Киеве – это же согласованная с СБУ была операция, 100%.

И все, как отрезало. Теперь тот же источник, который рассказывал про бани, говорит, что с 2014 года "ребята в Киеве" даже телефонные трубки больше не берут. Вся "чекистская", корпоративная солидарность лопнула, как сырое яйцо, по которому ударили лезвием ножа".

"100-летний юбилей, который празднует ФСБ, говорит нам, что им не только не неловко (согласен, что дурацкое слово в этом контексте), но даже наоборот, они гордятся историей своей организации, начавшейся с досудебных массовых расстрелов, пыток, содержания людей в нечеловеческих условиях, репрессий и других ужасов, - сообщает телеграм-канал СталинГулаг. - То есть, они не хотят открещиваться от самых чёрных и страшных событий ХХ века, совершенных их предшественниками. Напротив, они вешают эти трагедии себе на грудь подобно орденам и с бокалом шампанского говорят: да, судебные тройки - это мы, да, преследование детей "врагов народа" - это наши боевые товарищи, да, 15 лет лагерей за анекдот - это наш долг! Держите это у себя в голове, когда вам в очередной раз будут рассказывать о грядущих свободах и оттепели в стране".

"Поздравлять или нет ФСБ - для многих вопрос острый, - пишет boeing-is-back. - За многими молодыми семьями стоят люди, чья судьба была поломана в годы репрессий. Кто - то считает, что влияние спецслужб сейчас непозволительно.

В 90-е годы сотрудники ФСБ очень много говорили о том, что им не нравится в стране: приватизация, например. Им нравился "китайский путь", советские порядки. В 2000-х мы видим, что ничего из этого реализовано не было. Не были пересмотрены итоги приватизации, страна не встала на китайский путь, государство не контролирует олигархов, и спецслужбы их не контролируют. Идеологически сотрудники спецслужб не смогли сформулировать задачу, и, как следствие, её реализовать.

Помню, как раньше дед каждое 20 декабря собирался в контору, стрелки на брюках, укладка, медали. В доме у нас часто бывали его коллеги. Пили коньяк - напиток чекистов. Дед почти никогда не рассказывал о своей работе, но иногда мог немного подбросить дровишек. У нас в семье очень любили Есенина. Споры о том, что же случилось с поэтом в гостиннице Англетер никогда не утихали в нашем доме. Так вот, в одной из таких бесед, дед обмолвился примерно такой фразой:

"Да много болтал он. Вот и все." И тут, в принципе, спорить то больше не было смысла. Потому что "свои" всегда видят почерк "своих же", как говорится, издалека. Был еще забавный спор об одном оперном солисте. Бабушка моя очень любила оперу и души не чаяла в этом певце, а тут ей сообщили, что певец этот гомосексуалист и за ним слежка велась, чтобы завербовать. Конечно, в это верить никто не хотел...

Именно зная какие - то такие вещи, я абсолютно спокойно посмотрела сериал "Спящие". Он не стал для меня каким-то ужасом, не коробило от наигранности ситуаций. Есть это все и в мире, и в наше стране. Просто показали упрощенно, чтобы поняла масса. Более того, считаю, что в сериале есть много "случайных" совпадений и намёков, хоть Быков и отрицает этот факт...

Все ресурсы, которые получила ФСБ, направляются на другую цель: полностью избавиться от контроля и уйти от каких-то вопросов к этой структуре. Просто замкнуться на самих себя".

"О юбилярах, - пишет Виктор Шацких. - Если верить покойному генералу Шебаршину, КГБ к 1991 году представлял из себя такую же беспомощную кесю-месю, какую представляла КПСС. Если верить живому Проханову (по крайней мере, в интерпретации Данилкина), чекисты как раз и слили СССР. Вполне сознательно и хладнокровно. Вам какая версия больше нравится?".

#Сергей Петрунин #Новости #Юбилеи #Политика #Сталин #ФСБ #Экстремизм и терроризм
Подпишитесь