«Новость о награждении меня орденом Андрея Сахарова "За мужество" с формулировкой "за мужество во имя свободы слова" приятно ошеломила, - сообщает Бывшев. - На ум сразу пришла фраза Пастернака, сказанная им в 1958 году в связи с присуждением ему Нобелевской премии по литературе: «Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён». Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность жюри международной премии имени А.Д. Сахарова. Данную награду рассматриваю как большой аванс мне на будущее. Я её должен разделить со всеми, кто все эти годы оказывал и оказывает мне неоценимую помощь и поддержку. Спасибо, друзья! Постараюсь максимально оправдать ваше доверие».
Награжденный принимает поздравления. Но его обещание «оправдать доверие» кажется излишним. Александр Бывшев уже и так фигурант трех уголовных дел, четвертое – на подходе. Во всех случаях речь идет об обвинении в экстремизме по статье 282 УК РФ(разжигание ненависти и вражды). Поводом для преследования стали его стихи “На независимость Украины”, “Украинским патриотам” и “Украинские повстанцы», опубликованные в интернете в 2014-2015 гг. Два из них посвящены украинским событиям столетней давности, одно – посвежее, наших дней. «Когда началась антиукраинская истерия, был страшно возмущен вопиющей несправедливостью, - рассказывал он «Новым Известиям». – Понял, что не могу молчать. Я просто счёл своим долгом показать, что есть и другая точка зрения».
Короче, в момент, когда вся учительская общественность поселка переживала патриотический подъем от развода с Украиной, Бывшев в «извращенной форме – стихами» (простите, так написано в заявлении о возбуждение уголовного дела от одной из его коллег), признался, что любит эту страну с детства и желает ей мира и спокойствия. Про любовь –чистая правда: у него мать родом с Украины и родня на той стороне.
"Преступная деятельность" поэта расследуется уже несколько лет. За это время по одному из уголовных дел он был осужден на 300 часов общественных работ, чистил помойки и двор школы,в которой проработал 20 лет учителем иностранных языков, пережил несколько обысков с изъятием ноутбука, на котором рифмовал свои чувства к Украине, получил пожизненный запрет на профессию и номер 841 в списке террористов-экстремистов на сайте Федеральной службы финмониторинга, лишился денежных средств и возможности получить их извне, перешел на подножный корм с огорода. И это еще хорошо, что огород рядом – у него подписка о невыезде, хотя от престарелых и лежачих родителей и так не отойти, а соседи и бывшие коллеги шарахаются от «экстремиста» как от чумы.
«Не все, - ради справедливости замечает Бывшев. – Настроение в поселке меняются. Не очень давно от своего бывшего ученика я услышал откровенное признание: "Александр Михайлович, какие ж всё-таки наши учителя трусы и ж…лизы!" Самое печальное заключается в том, что мне было совершенно нечего ему возразить...»
Отбить Александра Бывшего от уголовного преследования пытались российские писатели. 45 человек, среди них Владимир Войнович, Тимур Кибиров, Майя Кучерская, Людмила Улицкая. В обращении к российским властям, размещенном в интернете, авторы требовали немедленного прекращения дела. «В настойчивом преследовании школьного учителя, имеющего на иждивении пожилых родителей-инвалидов, уже лишившегося работы, средств к существованию и даже возможности получать помощь от друзей (его банковские счета заморожены), мы видим неправомерное применение закона об экстремизме, - говорилось в петиции. - Мы не оцениваем позицию Бывшева и художественные достоинства его стихов. Мы лишь констатируем: Бывшев подвергается уголовному преследованию за литературные тексты. А подобный подход к литературному творчеству прямо противоречит статье 29 Конституции РФ и статье 19 Всеобщей декларации прав человека.Мы рассматриваем «Дело Бывшева» как опасный случай преследования человека, вся вина которого лишь в том, что он публично выразил свои общественные и политические симпатии».
Наверху, похоже, такие петиции не читают, во всяком случае о реакции не слышно. А в глухой провинции, где самое большое ЧП – кража петуха из курятника, за дело об экстремизме, на раскрытии которого можно получить звездочку, правоохранители вцепились с еще большим остервенением. Четвертое уголовное дело против Бывшева возникло, похоже, «на всякий случай» и тянулось больше года, пока эксперты не прошерстили все его творчество и не нашли «подходящие» под экстремизм строчки.
Тут уже не выдержал Европейский суд по правам человека. Осенью нынешнего года ЕСПЧ коммуницировал жалобу Александра Бывшева и поставил перед российскими властями следующие вопросы: не нарушило ли преследование поэта и наложенные на него санкции статью 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующую право на свободу выражения мнения, было ли вмешательство в осуществление этого права, могла ли публикация стихотворения с учетом соответствующего политического контекста рассматриваться как прямой или косвенный призыв к насилию или оправдание насилия, ненависти или нетерпимости в отношении этнической группы, могла ли публикация стихотворения привести к вредным последствиям и должным ли образом национальные суды обосновали вмешательство в осуществление права на свободу выражения мнения.
Пока в ЕСПЧ ждут ответов от адресата – Российской Федерации, свой «ответ Чемберлену» дали в Кромах.
«Я был вызван в Кромской Следственный комитет, где мне с радостью выдали на руки Постановление о привлечении меня в качестве обвиняемого, - пишет Александр Бывшев. - По иронии судьбы, меня пригласили для вручения документа об обвинении по уголовной статье за мои "экстремистские" стихи именно 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. Нам с адвокатом было категорически отказано во всех наших ходатайствах. Мне предъявили результаты "исследований" Воронежского регионального центра судебной экспертизы, а также Орловской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, где "специалисты в погонах", дружно как по команде нашли в моих рифмах "разжигание ненависти либо вражды по отношению к группе лиц "русские." А уже в четверг 2 ноября меня вызвали ознакомиться с уже готовыми несколькими томами материалов по моему 3-му уголовному делу. Заместитель руководителя Кромского межрайонного следственного отдела СКР прямо заявил, что суд надо мной состоится ещё до нового года. Так что "товарищи" гонят следствие вовсю, спеша отчитаться перед Москвой за успешное выполнение задания по своевременному разоблачению и наказанию опаснейшего "поэта-террориста».
Суд состоится 26 декабря. Вы не поверите: дату назначили в тот день, когда стало известно о награждении Александра Бывшева орденом Андрея Сахарова «За мужество во имя свободы слова».