Россия потеряла колоссальные площади, причём не пустоши и неудобья, а почти половину лучших территорий страны — земель сельхозназначения, - пишет в своем блоге аналитик Вадим Жартун.
«По итогам сельскохозяйственной переписи, проведённой в 2016 году, у 50 млн га земель не удалось найти ни собственников, ни пользователей, несмотря на базы Росреестра, налоговой, и данные регулярной спутниковой съёмки.
Выяснилось, что за личными подсобными хозяйствами закреплено 77,3 млн га, а реально используется только 14,3 млн га, причём в 90% подсобных хозяйств нет ни свиней, ни коз, ни овец, ни крупного рогатого скота.
Порадовали лишь фермеры: выяснилось, что они используют не 28,8 млн, как считал Росреестр, а 43,3 млн га земли.
Зато из 222 млн га сельхозугодий, числящихся в реестре, 79,8 млн га найти не удалось в принципе.
В общей сложности 97,2 млн га (44% сельскохозяйственных угодий) не используются, то есть заброшены, превратились в пустыри или заросли лесом.
Для сравнения: площадь Крыма — 2,7 млн га. В 36 раз меньше.
Численность сельскохозяйственных организаций за последние десять лет по данным Росреестра выросла почти на 12 тыс, а по данным переписи резко сократилась — с 59 до 36 тыс. Треть из оставшихся хозяйственную деятельность не ведут и, вероятнее всего, будут ликвидированы.
Площади плодовых садов уменьшились втрое, пастбищ — вдвое, посевные площади — на треть, и это при официально декларируемом курсе на импортозамещение и развитие сельского хозяйства.
Причины у этого многочисленны: монополизация сельского хозяйства, дорогие кредиты, высокие тарифы на электроэнергию, дорожные сборы, проблемы с оптовиками, логистикой, лицензированием и инфраструктурой, бюрократия и тотальная коррупция.
Но по какой-то странной причине среди этих проблем нет ни дефицита «духовных скреп», ни солдат НАТО, ни недостатка земель, и всю полноту ответственности за столь плачевное состояние сельского хозяйства несут не заокеанские державы, и не крестьяне, выживающие во враждебной им среде, а правительство, создающее такие условия, при которых люди не хотят и не могут возделывать свою землю, а и без того суровая страна превращается в пустошь...»