Сергей Соболь
Все чаще блокчейн упоминается в паре со словом «голосование». Московский облизбирком планирует применить технологию в проекте «Школьный референдум». В ноябре мэрия столицы внедрила элементы блокчейн в электронную площадку для открытых референдумов по городским вопросам «Активный гражданин». Даже «Лаборатории Касперского», известная своим антивирусным программным обеспечение, увидела перспективы в этом направлении и активно осваивает новую для себя рыночную нишу. В ноябре, на конференции по кибербезопасности в Дублине компания представила блокчейн систему для проведения голосований Polys.
Вероятно, в скором времени без блокчейна не обойдутся ни выборы президента, ни – председателя ТСЖ. В октябре выступая на форуме «Открытые инновации» старший вице-президент «Сбербанка» и глава «Сбербанк-Технологий», компании разработчика программного обеспечения для банка, Андрей Хлызов предложил использовать технологию для подсчета голосов на выборах. «Для начала муниципальных, а потом, может быть, и президента» — заявил он.
Однозначно, голосование в системе, основанной на блокчейне, позволит решить множество проблем сопровождающих выборы. Такой подход дает максимальную прозрачность и достоверность результатов, да и удобство тоже. Принять участие в выборах можно будет с помощью смартфона или компьютера. Подделать же результаты голосования невозможно, так как они хранятся на всех узлах сети.
Блокчейн представляет собой технологию децентрализованного хранения данных. Информация хранится распределено — не на одном сервере, а на всех компьютерах участников сети. Вне зависимости, что эта информация собой представляет: результаты голосования, денежные транзакции, или, к примеру, сведения о правах на недвижимое имущество.
Если вы кандидат, наблюдатель или просто активный избиратель, есть смысл стать участником такой системы голосования. Для этого нужно будет установить на компьютер программу, которая сделает его частью блокчейн сети – узлом сети. После чего на него в режиме реального времени будут приходить результаты голосования, здесь же они будут храниться, здесь же можно будет самостоятельно подвести итоги голосования. Чем больше таких компьютеров будут собраны в сети, тем больше будет уверенности в достоверности результатов голосования.
Голосование в такой системе модно сравнить с перечислением виртуальных денег кандидатам. Сначала они распределяются среди избирателей, а затем участники голосования перечисляют их своим избранникам. Побеждает самый «богатый» кандидат.
Подсчет и сохранение полученных голосов производится специальным программным кодом. Он называется смарт контракт, или иначе умный контракт. Он содержит в себе правило, сам его исполняет и не дает нарушать другим. Для каждого голосования создается свой смарт контракт. Его программный код всегда открыт. Нормативные акты, в том числе регулирующие порядок голосования на выборах, обязательно публикуются в правительственных СМИ. Если этого не сделать, они не вступят в силу, и не будут применяться. Практически, так же происходит и с умными контрактами. Их открытый код выкладывается разработчиками в сети интернет. Как правило, на сервисе GitHub. Это не обязательное требование, но если этого не сделать, смарт контракту просто никто не будет доверять, а сервисом, в котором он применен, никто не будет пользоваться.
Любой участник системы, самостоятельно, если он разбирается в языках программирования, или с привлечением технического специалиста может проверить этот программный код. И в случае наличия уязвимостей дающих возможность вмешаться в результаты голосования он сообщит об этом обществу. К слову ошибки в смарт-контрактах встречаются достаточно часто, мы к этому еще вернемся. Разработчики заинтересованы выкладывать код в открытый доступ еще и для того чтобы программисты-энтузиасты проверили его.
Пока основанные на блокчейне системы голосования не применяются в выборах в органы власти, но некоторые политические партии уже применяют их на внутрипартийных выборах. Так либертарианская партия США запланировала использовать блокчейн-голосование на внутрипартийных выборах в Техасе, а республиканская – в праймериз в штате Юта.
The DAO и юридические лица на блокчейне
The DAO – первый децентрализованный инвестиционный фонд на блокчейне Ethereum, второй по величине блокчейн сети после биткоина. Одновременно, события связанные с ним – это серьезный урок того как внимательно нужно применять технологию.
Создатели фонда за короткий срок собрали значительную сумму в размере 11,5 млн. эфиров (ETH). Эфир – цифровая валюта сети Ethereum. На тот момент это составляло около 165 млн. долларов. Это большой успех для подобных проектов.
Фонд предполагал децентрализованное управление инвестициями. В нем не должно было быть ни директора, ни каких-либо органов управления. Все вопросы относительно собранных средств должны были решаться вкладчиками путем голосования. Естественно электронного – в системе блокчейн. Подобный тип организаций получил название DAO (Decentralized Autonomous Organization) – децентрализованная автономная организация. The DAO должен был стать первой среди таких организаций, этим и обусловлено его название.
Ошибка, допущенная разработчиками в смарт контракте, позволила хакеру помимо воли создателей и участников The DAO вывести из фонда внутреннюю цифровую валюту, которая хранилась на счете умного контракта, на сумму около 60 млн. долларов. Злоумышленник был настолько уверен в своем праве это сделать, что спустя несколько дней выступил с заявлением, где поблагодарил The DAO за предоставленную возможность и пообещал засудить всех, кто попытается лишить его полученных денег.
Чтобы вернуть деньги инвесторам, создателям сети Ethereum, пришлось The DAO фактически «убить». По итогам проведенного голосования, участники сети блокчейна Ethereum «повернули время вспять». В сети был совершен так называемый хардфорк. То есть оригинальная цепь блоков содержащих криптовалютные транзакции была разделена в том месте, где фонд еще не начал принимать вклады, а инвесторы не начали переводить деньги на счет его смарт-контракта. В новой цепи адрес смарт контракта был заменен на другой и деньги остались в целости и сохранности.
Событие вызвало не шуточную дискуссию в блокчейн сообществе. Такие действия большинства участников сети нарушили основной принцип блокчейна – неизменяемость. Злоумышленник, не просто так был уверен в своей правоте. В децентрализованном мире блокчейна – «код есть закон». Те участники сети, которые остались в меньшинстве, и готовы были позволить хакеру оставить деньги, лишь бы не отступать от принципов, поддержали оригинальную, классическую, ветвь блокчейна Ethereum. Теперь она известна как Ethereum Classic.
Короткая жизнь фонда The DAO только пролог, ошибки будут учтены и в ближайшее время автономные организации хоть и не заменят привычные нам корпорации, но свою нишу, безусловно найдут.
Как уже было замечено, DAO – в отличие от привычных нам компаний с аббревиатурами АО, ООО и тому подобных, управляются без традиционных органов управления вроде генерального директора, правления или совета директоров. Управление в такой организации происходит при помощи умных контрактов. Решения по вопросам деятельности принимают акционеры – участники организации, а то, как они реализуют свои права по управлению компанией, определяется программным кодом смарт контракта, написанным при создании организации. Фактический, для DAO смарт контракт заменяет устав и учредительный договор, а так же внутренние документы определяющие регламент функционирования органов управления. Кроме того, он сам проследит за правильностью принятия решений, наличием кворума для голосования, а так же сам исполнит принятое решение.
Возможно, пока сложно представить как такие организации будут функционировать в реальном мире. До того момента когда автономные организации смогут в соответствии с законодательством получить статус юридического лица, время еще есть. Так, тот же The DAO для операций в реальном мире должен был использовать зарегистрированную в Швейцарии компанию DAO.Link, созданную в соответствии с законом и управляемую традиционным способом.
Но в сети блокчейн децентрализованным автономным организациям посредники не нужны. Здесь, где операции осуществляются с виртуальными активами: цифровыми валютами и токенами (аналог ценных бумаг – например, акций или деривативов) подобные организации в своей стихии. И, как показывают события, это скорее не DAO выйдут в наш мир, а мы все глубже будем погружаться в цифровую реальность, где вместо национальных правовых систем будет всем управлять интернациональный программный код.
С миру по монетке
The DAO вышел на ICO в мае 2016 года, и привлек средства более чем 18 000 инвесторов. Initial Coin Offering(ICO) – это блокчейн аналог Initial Public Offering (IPO) – первой публичной продажи акций акционерного общества. Только здесь размещаются не акции, а цифровые токены, получив которые инвесторы могут торговать ими на криптовалютной бирже или дожидаться своих дивидендов.
ICO – это новый способ сбора денежных средств на реализацию бизнес проектов, и одновременно новый этап в развитии краудфандинга – коллективного, или иначе народного финансирования проектов. Такой способ сбора инвестиций предполагает открытие криптовалютного счета на блокчейн платформе. Чаще всего используется блокчейн платформа Ethereum. Счет этот, как можно уже догадаться, управляется смарт контрактом. Умный контракт получит деньги и выдаст токен. А, к примеру, через год, посчитает размер дивидендов и выплатит их держателю токена. При этом количество инвесторов может быть сколь угодно велико, а суммы внесенные каждым из них сколь угодно малы.
На 2017 год пришелся взлет популярности ICO. И такая популярность понятна. Собирать денежные средства с помощью блокчейна куда удобнее, чем обычными способами. Традиционный процесс эмиссии акции и облигаций слишком зарегулирован законом, банковские ставки высоки, да и не каждому пришедшему банки с радостью выдадут кредит.
Как показывает практика, в блокчейне можно собрать любую сумму, практически под любой проект, сколь рискованным он не был. А такие проекты, как известно, в первую очередь продвигают стартапы – молодые компании из сферы высоких технологий. Именно их идеи на наших глазах меняют окружающий мир. Экономика будущего – это экономика стартапов. Они во многом лучше и быстрее реализуют инновационные проекты, чем многие неповоротливые корпорации. Впрочем, затем этими же корпорациями, успешные стартапы и покупаются, часто за совсем сумасшедшие деньги. Вот, не самый известный пример: появлению операционной системы Android, установленной на большинстве смартфонов в мире, мы обязаны не только компании Google, но и маленькому стартапу Android Inc, который был куплен поисковым гигантом в августе 2005 года. Да и сам Google был когда-то таким же стартапом.
Очень умные контракты
Как видим, все, что было описано выше, так или иначе связано с умными контрактами. Они считают голоса на выборах, выдают акции-токены за деньги-криптовалюту, организуют управление денежными фондами и делают многое другое. Смарт контракт это, по сути, закон способный сам себя исполнять. Помните? – «Код – это закон». Смарт контракты хорошо себя чувствуют в блокчейн среде. Нет необходимости в судах и судебных приставах, адвокатах и нотариусах. Нет необходимости в посредниках. Чем больше наша жизнь будет погружаться в цифровую реальность, тем чаще мы будем иметь дело со смарт контрактами. Вопросы бизнеса, управления, демократии и собственности в будущем могут решаться посредством умных контрактов. Можно ли им доверять столь важные решения?
На самом деле технология умных контрактов впервые была предложена еще в 1994 году Ником Сабо, американским ученым-компьютерщиком, юристом, как же без этого, и криптографом. Биткоин, в котором так же была реализована эта технология, был запущен гораздо позже – в 2009 году. На самом деле код смарт контракта записывается такими же операторами, как и любой другой компьютерный алгоритм. Компьютерные языки могут быть разные, но принцип один.
Но все-таки положить начало применению смарт контрактов удалось только с наступлением эры блокчейна. Одна из причин – предметом контракта может быть только объект, находящийся внутри той среды, в которой существует сам смарт контракт. Криптовалюты и токены существуют в цифровом блокчейне. Голоса избирателей и акционеров, да и самих участников сети блокчейна хорошо оцифровываются. После перевода реестра прав собственности на блокчейн, в тех странах, где это будет сделано, смарт контрактам в полной мере будет доступна и недвижимость. Уже сейчас существуют проекты по «токенизации» любых активов – криптовалютный аналог термина «секьюритизация» – выпуск ценных бумаг, обеспеченных активами. В том числе, токенизации и недвижимости, без необходимости «отбирать» реестр у государства. Тем самым, права на активы из реального мира удостоверяются цифровым токеном, который и может стать предметом смарт контракта.
Использование умного контракта просто исключает ситуацию когда, например, получатель актива не произведет за него оплату. Если деньги были продавцом перечислены, то встречное исполнение будет произведено в любом случае. Бывший владелец просто не сможет воспрепятствовать передаче прав на него покупателю. И деньги и «токенизированный» товар находятся в той же среде, что и смарт контракт.
Сатоши Накамото, таинственный создатель биткоина, искал решение для ситуации, где у сторон нет доверия друг к другу. В обычном мире проблема доверия решается с помощью посредника – банка, нотариуса, госструктур и так далее. Оплата их услуг удорожает транзакцию. В мире блокчейна есть код и средства криптографии, и нет посредников. А, следовательно, есть простота и скорость совершения сделок – то, что всегда востребовано бизнесом и людьми. Судя по всему, именно смарт контракты смогут изменить экономику больше, чем, что-либо другое реализованное на технологии блокчейн.