Posted 12 декабря 2017, 14:03
Published 12 декабря 2017, 14:03
Modified 8 марта, 01:47
Updated 8 марта, 01:47
Во-первых надо отдать должное - три визита в три ближневосточные страны (Сирия, Египет и Турция) в один рабочий день - это очень серьёзно.
"Для немолодого 65-летнего человека три перелёта в день – это огромная нагрузка, - пишет Ирек Муртазин. - Вчера днём Путин прилетел в Сирию... Из Сирии Путин отправился в Египет, из Египта Путин полетел в Турцию, где его рабочий день завершился поздно ночью.
Три взлета-посадки за день, повторюсь, это огромная нагрузка... Или у Путина недюжее здоровье? Не знаю. Но знаю, что Путину 65 лет, а он всё ещё Владимир Путин. Ленин, к слову, умер, когда ему не было и 54-х лет, а он уже был дедушкой-Лениным".
Что же заставило президента так напрягаться, тем более что в Египте он был последний раз не так давно, а с президентами Сирии и Турции виделся в Сочи и вовсе месяц назад? Если оставить за скобками мини-парад в Хмеймиме по случаю вывода войск, то на поверхности в египетском визите вроде бы прослеживается тема восстановления перелётов с российскими туристами на бортах в эту страну, о чём и писали соскучившиеся по кораллам Красного моря блогеры:
"Много уже фейковых новостей было по поводу открытия перелетов. Но тут вроде уже Путина подтянули... может, послушаются начальника. Зубы все отдали - в феврале будут летать", - фиксирует Максим Хворов.
"Прямо сейчас президенты двух стран решают, вернутся ли русские туристы на пляжи Египта и стоит ли возобновлять авиарейсы, прерванные после теракта в небе над Синаем, - отмечает Александр Беленький. - Для египтян это, похоже, настолько важный момент, что даже крупнейшая газета страны вышла с обложкой на кириллице. "Господин президент, когда российский туризм вернётся в Египет"?
Несмотря на то, что сегодняшняя встреча Путина и Ас-Сиси уже восьмая по счёту, именно на эти переговоры возлагают надежды египтяне: в России-то небось уже все забыли про курорты Шарм-эль-Шейха, а вот им без нас (туристов) пустовато.
После катастрофы над Синаем не только Россия отменила полёты в Египет, но и многие другие. Позднее, египетские власти отчитывались, что усилили меры безопасности, и ряд стран вернул своих "пакетников" на курорты. Кроме России, "добро" на полёты до сих пор не дала Великобритания".
"В понедельник одна из самых популярных газет Египта вышла с заголовками на русском языке – "Господин Президент, когда русский туризм вернется в Египет"?, - пишет телеграм-канал Толстые люди в просторных футболках. - Обращение это, понятно, не к их президенту, а, обратно же, к нашему.
Мне, в целом, Египет совершенно безразличен. Но какое внимание, какое желание занять делом всех таксистов и отельных барменов! Ради своих стараются, но как льстят, как стелят! Ну, чисто, Восток".
"Президент Ас-Сиси обратился к В.В. Путину "Ваше Величество Президент". Случайность?" - замечает Игорь Бушмин.
По вопросу о восстановлении перелетов в Египет договорились на февраль 2018 года и то во-первых,только на Каир (о Хургаде и Шарм-эль-Шейхе речь пока не идет, а добираться до них от Каира 5-8 часов) и во-вторых - не на 100%. А в третьих, туризм - лишь часть того, что обсуждали Путин и Сиси.
"По всей видимости, полного согласия в Египте достичь пока не удалось, - пишет Анатолий Несмиян. - Путин заявил, что Россия готова открыть сообщение с Египтом, но российский министр транспорта уточнил, что "это в первую очередь зависит от египетской стороны". С учетом того, что именно Египет кровь из носу заинтересован в российском турпотоке, проблема, по всей видимости, не в обеспечении безопасности аэропортов. Она, в общем-то, осталась на прежнем уровне...
Египет должен пройти по тонкой линии, с одной стороны которой - интересы Кремля в Ливии и, соответственно, открытие турпотока из России, с другой - интересы более важного союзника Египта - Саудовской Аравии, которая совершенно точно не в восторге от прихода Кремля в еще одну точку региона. Правда, у саудитов могут быть и положительные соображения на этот счет: в Ливии сильны позиции Катара, которого там серьезно подвинули, но все-таки не до конца...
В общем, пока итоги поездки Путина в Египет нельзя назвать однозначными. Египтяне очевидно взяли паузу для окончательного ответа и согласований с другими своими партнерами, поэтому и с российской стороны нет окончательного решения по ключевому маркерному вопросу о возобновлении туристического сообщения. Обещания - есть, но решения пока нет".
"Интересы Кремля в Ливии" применительно к Египту - это возможность использования египетских аэродромов для использования их российской авиацией. РБК отмечает, что переговоры о сотрудничестве в этой сфере действительно проводились накануне путинского визита в Каир: "30 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минобороны России при участии МИДа провести переговоры с правительством Египта и подписать соглашение о «порядке использования воздушного пространства и аэродромной инфраструктуры России и Египта». Если соглашение будет подписано, российские военные смогут использовать аэродромную инфраструктуру в Египте, а египетские — в России для стоянки и дозаправки. Москва и Каир уже сотрудничают в военной сфере — в 2014 году они подписали пакет контрактов в сфере ВТС примерно на $3,5 млрд на поставки в Египет российских систем противовоздушной обороны, артиллерии, стрелкового оружия, а также авиации".
Ещё одна тема двусторонних отношений - российское участие в строительстве атомной электростанции в Египте. Накануне визита "Египет и "Росатом" утвердили рекордные контракты на строительство АЭС. Глава "Росатома" Алексей Лихачев подписал с властями Египта последние документы, необходимые для начала строительства первой АЭС в стране (Эль-Дабаа к западу от Александрии, - прим.ред.). Ее стоимость составит около $21 млрд... Соглашение о проекте строительства четырех энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый было подписано еще в ноябре 2015 года. Но властям Египта потребовалось время на проверку контрактов и внесение изменений в законодательство... Планировалось, что Россия предоставит Египту госкредит до 2028 год под 3% годовых".
"Последним пунктом вояжа Путина должна стать Турция,- продолжает Анатолий Несмиян. - Туда же должен подъехать и президент Ирана Роухани. Для телевизора они будут жать друг другу руки и рассказывать про победу над терроризмом, за дверями тема явно изменится.
Основная тема - газовый транзит. Здесь все для Кремля неважно. Причем "неважно" - это даже очень оптимистично... Вслед за Южным потоком перспективы Турецкого потока тоже выглядят печально. Заявленные в январе 15 года три трубы транзитного газа суммарной мощностью в 45 млрд кубометров в Европу скукожились до одной в 15 млрд, причем даже она пока не согласована и остается под вопросом. Турецкий поток в случае запуска на проектной мощности получал доминирующее положение в Южном газовом коридоре ЕС и мог стать основным каналом прокачки газа из региона, куда пришлось бы включаться иранцам и Катару. Проект ТАНАП в таком случае был бы вынужден переходить в подчиненное положение по отношению к Потоку в силу своей ресурсной необеспеченности. Туркменский и казахский газ не имели бы перспектив в западном направлении и были бы вынуждены развивать только одно южное направление через систему ТАПИ. Политика перекрытия поставок среднеазиатского газа в Европу Газпрому пока удавалась, основной целью Газпрома в Средней Азии является создание коридора местному газу в любую сторону, за исключением европейской.
Сирийская война имела цель побудить Турцию принять условия Турецкого потока в полном объёме, только в этом случае Газпром получал преимущество на данном направлении. Базы в Сирии в таком случае получали важное значение - они должны были прикрывать Поток и гарантировать соблюдение Турцией условий передела газового коридора.
Не получилось. Маркером происходящего здесь являются параметры Турецкого потока. Даже одна транзитная ветка - это поражение. Запрет Турцией транзитной трубы - полное поражение Газпрома и Кремля. Не выдерживаются параметры, позволяющие заместить украинский транзит, а значит - весь смысл обходных маршрутов вкруг Украины теряется. Теряется и смысл в сирийских базах для Кремля - нечего прикрывать, нечего гарантировать. Ну не с террористами же бороться, в самом деле, их строили.
Эрдоган, Путин и Роухани теперь будут договариваться о новых условиях раздела газового коридора. Турция и Иран будут представлять помимо своих интересов интересы Катара. Катар в складывающихся обстоятельствах получает возможность "врезки" в иранский газопровод и начать поставки газа в европейском направлении по иранской системе, которая теперь будет точно подключаться к ТАНАПу. ТАНАП вместе с азербайджанским, иранским и катарским газом (а в перспективе, возможно, казахским и туркменским) становится доминирующей системой в регионе. Путин теперь по итогам войны будет пытаться отстоять хотя бы одну свою нитку и получить разрешение на её врезку в Южный коридор.
Газовые переговоры Роухани, Путина и Эрдогана, конечно, являются самой интересной частью визита в Турцию, но увы, как раз о ней СМИ вряд ли что сообщат. Однако скрывать параметры нового передела долго не получится, когда они станут известны, тогда и будет понятно, кто победил в этой войне, а кто - проиграл".
Так оно или нет, но версия о том, что все три экстренных вояжа Путина в один рабочий день (а заодно и обострение отношений с Украиной c 2014 года) объединяет одна, всё-та же, нефтегазовая тема - по меньшей мере любопытна. Ведь главный базис успешной жизни любого общества - от его "ячейки" - семьи до государства в целом - источники существования. Те самые "презренные" деньги, на которые покупается всё необходимое. А для России с её нынешней структурой экономики успешная продажа нефти и газа - основа пополнения бюджета. Мировая же конкуренция в эпоху "сланцевых" нефти и газа может серьезно пошатнуть российские позиции в сфере экспорта нефти и газа в Европу. Не оттого ли и в самом деле усилившееся внимание России к Ближнему Востоку и даже прямое военное участие в его проблемах?