В очередной раз о печальных перспективах российской экономики высказался в ФБ экономист Андрей Мовчан:
Мое саммари по первой сессии конференции Ведомостей 7 декабря.
Все, сказанное уважаемыми (без иронии – панель была из самых лучших и самых умных) докладчиками уже совершенно известно: ничего нового не происходит в подлунном мире. Это на мой взгляд впервые за много лет.
Мир вошел в новый 30-тилетний цикл (новый период колебания экономической активности, который характеризуется подъемом мировой экономики, - прим. ред.). Все это признали; год назад этого еще никто не говорил. То есть мир вошел, а Россия – осталась.
Россия (оставшись) показывает в 2017 году видимо даже не +2,5, а +2% ВВП, из которых +2,5% это прямой результат роста стоимости нефти, еще 1% - нацпроекты, еще 0,5% - естественные монополии, и (считаем) минус 2% все остальное.
То есть если отбросить мишуру и нефть, ВВП год к году минус 2%, и это при нефти за 60 (где-то 53-54 в среднем по году).
90% инвестиций в России в 2017 году приходится на три проекта: Сила Сибири, мост в Крым и реновация Москвы. 90%, Карл!
Ни один из этих проектов даже близко не является рыночным, и не мультиплицирует будущую экономику.
Наблюдаемая инфляция в России в 2017 году составляет 11%. Это сообщает представитель ЦБ (я даже их слайд приложу). Не удивляйтесь, ЦБ отдельно считает «расчетную» инфляцию, которая – 3,5%, и «наблюдаемую». На мой вопрос: «Это как?» я получил ответ от докладчика из ЦБ: «Долго объяснять». Но, в общем, 11% это то, насколько поднялись цены для граждан России и ее юридических лиц.
3,5% это, видимо, инфляция, учитывающая дефлирующие области, включая государственные затраты (у нас бесплатное обучение и здравоохранение, как бы, соответственно если на них государство выделяет меньше, то значит их стоимость падает), недвижимость, и прочие трюки.
Следите за руками: зарплаты вырастут год к году на 2,5% в реальном выражении, с учетом инфляции 3,5%. Доходы населения упадут в реальном выражении на 1,5%. Значит наблюдаемая инфляция 11%, рост номинальных зарплат – 6%, рост номинальных доходов населения – 2%.
То есть в реальности падение зарплат – 5% год к году, падение доходов – 9% год к году.
Потребление выросло на 0,5%. С учетом того, что кредитование выросло на 7,5%, ипотека – на 40%, и норма сбережений планомерно падает, удивительно что только на 0,5% - значит нормальный, обеспеченный доходом спрос продолжает сокращаться, хотя сейчас как раз время пика волны отложенного спроса – пора все же менять утюги и сковородки, обмен которых отложен с 2014 года. Из трех экспортных рынков в 2017 году один (нефть, газ) мы сохранили, один (зерно) увеличили за счет большого урожая, один (вооружения) – катастрофически потеряли. №2 и №3, впрочем, не имеют никакого значения по сравнению с №1 с точки зрения вклада в ВВП.
Нефть же судя по всему в 2018 расти не собирается – количество риг в США растет значительно, но еще больше растет производительность одной скважины. Запасы чуть ниже год к году, но еще сильно выше, чем в 2014 году. При этом Россия хотя и выполняет требования ОПЕК, но объем перспективного бурения резко пошел вверх в 17 году, такое бывает только перед пропорциональным ростом добычи.
Кроме того, все страны вне ОПЕК заявляют о планах увеличения добычи. По мнению BP корреляция роста стоимости нефти с ростом российского ВВП равна 0,8. Прогноз исходя из этого – рецессия в 2018 году.
По опросам Левады, уровень одобрения деятельности президента Путина превышает 80%, незначительно (3-4%) снизившись с пика, который наблюдался летом 2014 года. 72% россиян не пользуются негосударственными СМИ, еще 22% пользуется 1-2 «независимыми» СМИ. 6% используют независимые СМИ как основной источник информации (в Москве таких – 16%).
После выступлений был задан только один вопрос, да и то очень общий – «что надо бы сделать чтобы было лучше…». Такое впервые (раньше было пара дюжин вопросов, приходилось обрезать)...