Казалось бы, чего такого сложного властям России взять да и извиниться перед своим народом за Ленина-Сталина. Назвать вещи своими именами, людоедов людоедами, а людоедство людоедством. И безо всяких там «но, с другой стороны». Ничего сложного. Ровно так извинились немцы за Гитлера, а испанцы за Кортеса. И ничего, земля не разверзлась ни в Германии, ни в Испании.
Но нет. Не будет власть этого делать. Просто потому, что ей невероятно выгодно держать народы России в страхе и ненависти. И друг к другу, и ко всем скопом.
Фильм голландки Йессики Гортер о сталинском терроре.
Ну что можно еще сказать нового на эту тему?! – воскликнет читатель.
А вот можно. И, разумеется, нужно.
Там много героев.
У одних в терроре погибли родители. У других, если кто и погибал, то уже в 90-е годы от наркотиков. Третьи ищут в тиши библиотек и архивов имена казненных, тогда как четвертые ищут в тиши лесов - кости убиенных, чтобы похоронить их по-человечески. И это жуткое зрелище, когда сквозь толщу лет и грунта, земля выталкивает из себя улики: берцовые и локтевые кости, фрагменты черепов, фаланги пальцев. Пятые отдыхают в молодежном лагере в Крыму и умиленно внимают известному телеведущему, который убеждает их в правоте дела Ленина-Сталина, хотя у него тоже кто-то там погиб... А шестые несут цветы к могиле вождя у Кремлевской стены. Море цветов, горы цветов.
Йессика - и это высший пилотаж в документальном искусстве! - не делает никаких преференций, для неё её герои все равны, сталинисты ли, антисталинисты, демократы ли, патриоты. Выводы, как говорится, каждый волен сделать сам.
Есть в фильме один совершенно уникальный эпизод, который красноречивее всяческих лозунгов, ответит на вопрос: чем живёт Россия?
Это блистательный финал.
Две сестры, к которым режиссёр возвращается несколько раз по ходу своего повествования, произносят те самые, сокровенные слова.
Их мать арестовали ночью в 1932 году за «антигосударственную пропаганду». Донёс вероятно кто-то близкий с какой-то личной целью, будто пишет она и распространяет нечто мятежное. Это при том, что женщина была неграмотной, не умела не то что писать, а читать!
Но не погибла, выпустили через 10 лет. Дочери её, сироты при живой матери, чудом не оказались в детском доме, бабушка забрала их к себе в крохотную комнатёнку. Сестры выходили на улицу города, где отбывала заключение мать и ждали, когда она пройдёт в колонне зеков, которых гнали строить завод. Ни они её, ни она их так и не увидели. Такое вот счастливое детство.
У зрителя не возникает ни малейшего сомнения в том, что сестры «не-забыли-не-простили».
А как иначе?
Да, не забыли – как такое забыть? Возможно и не простили. Но в финале сёстры, с нескрываемым опасением глядя в голландскую камеру, спрашивают:
- А нам ничего за это не будет? Нам и России этот фильм не повредит? Ну, до нас-то наверное, не дойдёт, а до России? До нашей России?
Уже после сеанса, когда Йессика стала отвечать на вопросы, со второго ряда поднялась старушка и сказала вот что:
- В семье моей мамы Сталин уничтожил 12 человек, поэтому я знаю о терроре практически всё. Поэтому я постоянно интересуюсь, как относятся к нему молодые люди? Такие же, какой была я в те годы. Знаю точно: они боятся. Боятся говорить правду. Боятся ровно так, как боялись мы тогда. Пусть не тюрьмы и не расстрелов, но вот хотя бы потерять работу. Или не накопить на машину. Боятся правды, как вот эти две сестры из вашего фильма – вы это очень точно подметили.
Стоит ли говорить, что этот затаенный, но тотальный страх правды в России порождает ненависть. И то, что случилось днем позже, когда «добровольцы Донбасса» сорвали показ другого фестивального фильма «Полет пули» про войну в Украине, лишнее тому подтверждение.
«Полета пули», увы, я так и не увидел, но, пожалуй, «добровольцам Донбасса» и прочим сталинистам стоило бы попытаться сорвать показ и «Красной души». Потому что этот фильм – предельно точное свидетельство их страха и их ненависти.
Трейлер фильма «Красная душа» можно посмотреть здесь.