Posted 10 декабря 2017, 08:15

Published 10 декабря 2017, 08:15

Modified 8 марта, 01:48

Updated 8 марта, 01:48

У российской оппозиции не существует «проекта Завтра»

10 декабря 2017, 08:15
Разумеется, если не считать таким «проектом» мантры вроде «европейского пути» и «общедемократических ценностей», да самых честных в мире выборов неизвестно чего и сменяемость власти на неизвестно какую и зачем...

Ну вот. Моё личное «Болотное дело» подошло к концу: Андрей Барабанов с Денисом Луцкевичем учатся в Карловом университете в Праге, Ваня Непомнящих очередной раз «на флажке», но улетел-таки в Орегонский университет по программе PhD. Вроде как все долги, насколько уж смог, отдал. Да и вообще, из «узников Болотной» не на свободе остается только Максим Панфилов в спецпсихбольнице под Астраханью. Но помочь ему я – увы! - мало чем могу.

И самое время оглянуться. И подвести некоторые итоги моего личного и нашего общего поражения. То, что мы проиграли – факт. Оглянитесь на выжженную страну вокруг – это результат нашего поражения.

Как у всякого поражения, у него много «отцов». И множество оправданий, о которых я говорить, видит Бог, не хочу. Поздно оправдываться – а вот разбираться, почему проиграли никогда не поздно. Хотя бы для того, чтобы не проигрывать дальше.

Первая – и самая главная! - причина – та, что никто не высказал внятного понимания, за что мы боролись. Не против чего, а за что. Бог уж с ним, с единым для всей оппозиции вѝдением завтра, своего, личного «проекта завтра» никто так толком и не высказал! Ни «политики» - лидеры оппозиции, ни высоколобые интеллектуалы – «властители дум». Хотя сам смысл существования и тех, и других, их оправдание и есть формулирование идей, таких образов и проектов. Никто. Я говорю не о коллаборационистах-сислибах (Господь им судья и Замоскворецкий суд), а о тех, кто заявлял себя противниками режима. Никакого «проекта Завтра». Разумеется, если не считать таким «проектом» мантры вроде «европейского пути» и «общедемократических ценностей», да самых честных в мире выборов неизвестно чего и сменяемость власти на неизвестно какую и зачем. И никто, само собой, не удосужился предложить внятные шаги по направлению к так и оставшемуся неведомым завтра. Я не знаю, чего было больше в этом… интеллектуальной импотенции или морального конформизма, элементарной трусости, трусости перед признанием собственной импотенции и конформизма или тусовочной «солидарности». Итог? А итог самый простой: все эти годы мы действовали не по своей повестке (за ее отсутствием), а по повестке власти, против которой, вроде как боролись. И я тоже – чего уж греха таить! С каждым шагом все дальше героически отступая, да еще, порой, выдавая своё отступление за славные победы. Такой оппозиции что есть, всё равно, с кем блокироваться. Не случайно «священная корова» оппозиции – «объединение всех оппозиционных сил». Очень красиво на словах, а на деле – это «единство против», окопное братство, а не солидарность свободных людей. Такая оппозиция обречена оставаться оппозицией, не имея никаких шансов перестать ей быть.

И сегодня мы можем сколько угодно саркастически кривить губы, глядя на совсем юных участников протеста: мол, сами не знают, чего хотят. Мы им ничего не сказали, мы мало того, что проиграли свою собственную жизнь, так и их судьбу мы тоже проиграли. А когда нам нечего им не то, что передать – сказать-то нечего, не стоит удивляться, что они считают всех нас скопом предателями, укравшими их будущее. Они ведь правы.

И “Болотные процессы” прошли так же: мы честно, изо всех сил защищались – строго в рамках, очерченных обвинением. Да, суд, да, мы были связаны ответственностью за судьбы подзащитных, да, всё так - но мы не смогли (и даже толком не рискнули попытаться) перевернуть процесс, заставить суд не выяснять, виновны ли наши подзащитные в участии в пресловутых “массовых беспорядках” и в “применении насилия в отношении представителей власти”, а разбираться с главным: что вообще произошло на Болотной площади 6 мая 2012 г. и кто виноват в произошедшем? То есть действовать так, как разбирался Европейский Суд по правам человека. Не смогли. Снова действовали по не своей повестке. Во многом еще и потому, что не было – и нет по сей день – важнейшей, если не единственной силы и опоры, способной противостоять оголтелой власти: гражданского общества. Не нескольких тысяч – хорошо, десятков тысяч! – людей поддерживавших, выходивших на митинги и пикеты, винтившихся в автозаки или хотя бы поддерживавших материально, а общества, способного внятно выразить свои интересы и своё мнение. Конечно, трудно научиться плавать, когда в бассейне воды почти нет. Но «вода» этого бассейна – не только собственность, не только права, не только общие интересы, но и идеи. Когда те, кто должен идеи производить, молчат, стараясь больше пристроиться к кормушке власти, обществу родиться неоткуда – ни от сырости, ни от серости оно не появляется. Мы все – и я тоже – по факту не извлекли никаких уроков из 90-х годов, когда проиграли именно потому, что для себя самих не решили, чего же мы хотели. Кроме отмены 6-ой статьи, свободы печати и тому подобных важных, но частностей. Когда мы все были едины “против”, не сформулировав никакого внятного “за”. И пока не сформулируем, так и будем отступать и проигрывать. Беда в том, что все попытки – и мои, и не только – начать предметный разговор – как камень в болото: даже кругов нет! Такой вот Болотный итог.

Оригинал здесь

Подпишитесь