Премьера даже самого талантливого и нестандартного балета так и осталась бы новостью лишь культурной жизни, не приобретая общественно-политического звучания, если бы не несколько ключевых моментов.
Во-первых - режиссёром здесь был Кирилл Серебренников, который сейчас находится под домашним арестом по делу о хищениях в "Седьмой студии". В августе режиссёр даже задерживался Следственным комитетом в Санкт-Петербурге,где вёл съёмки фильма о Викторе Цое, и был этапирован в Москву. Тогда преследования режиссёра вызвали громкие протесты, в том числе со стороны известных деятелей культуры.
Во-вторых - артист балета и балетмейстер Рудольф Нуреев был, как известно, не только знаменитостью мирового масштаба, но и первым актёром-"невозвращенцем", не пожелавшим возвращаться в СССР с зарубежных гастролей, за что был заочно осужден за "измену Родине". Наконец - он был открытым геем, скончавшимся от СПИДа всего в 54 года. Как знаменитость - Нуреев одна из "икон" мирового ЛГБТ-сообщества. Геи его до сих пор почитают и им гордятся. Но, понятно, в нынешней России такие люди, казалось бы, никак не могут входить в категорию "ими гордится страна".
В третьих, по этим ли или не по этим причинам, но первая премьера балета "Нуреев", которая должна была состояться ещё летом, была отложена. Осведомленные источники утверждали, что решение было принято на самом высоком уровне, причём изначально речь шла чуть ли не о полном запрете, и принято оно было якобы под влиянием епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Сам епископ Тихон, впрочем, отвергал свою причастность к переносу балета, но реакция православных и околоправославных СМИ на "Нуреева" и сегодня, понятное дело, в основном крайне негативная.
Тем не менее премьера всё-таки состоялась, и была не просто успешной (билетов было не достать, актёры дважды выходили на сцену на аплодисменты зрителей), но и привлекла в качестве зрителей многих представителей высшей политической элиты России.
"Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие", - оценил премьеру присутствовавший на ней пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Также он сказал, что не увидел в постановке ничего провокационного.
"В зале все, - пишет телеграм-канал Под колпаком, - Песков, Чемезов, Эрнст, Ремчуков, Ургант. В ложе Абрамович (со спутницами). Многие члены правительства и истемблишмента. Только режиссер-постановщик дома. Под арестом".
Это был, как сейчас модно говорить, "сигнал"? Но чей, кому и зачем? Или просто - лишь потому, что с искусством мирового уровня у нас в последнее время как-то "не очень" и просто пойти становится всё чаще некуда?
Любопытно, что на поклон артисты вышли в футболках с фотографией Кирилла Серебренникова и надписью "Свободу режиссеру". Снимок этой акции одним из первых опубликовал бывший министр финансов Алексей Кудрин, также присутствовавший на премьере "Нуреева". "Актуальный, настоящий современный балет, - написал он. - Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере".
"Закулиска видела летний прогон балета-спектакля режиссёра Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова, - пишет телеграм-канал Закулиска. - Это действительно был сырой спектакль, которому требовалось время на доработку. И эти полгода работы, пусть и без физического присутствия режиссёра, пошли спектаклю на пользу.
"Нуреев" - большой и дорогой проект. Мог бы быть очередным, но к везению участников и Большого театра, случилась драматическая судебная ситуация с Серебренниковым. У "Нуреева" совсем другой окрас. Окрас главного спектакля современности.
Сегодня на премьере были все! Нет! ВСЕ! От Эрнста до Урганта, от Пескова до Чемезова. Министры, банкиры, главные дамы света и полусвета. Большинство присутствующих из числа российского истеблишмента в театре были в первый (хорошо! Во второй!) раз.
Хэштеги, селфи, фото на фоне - опять не про театр. Не про балет. Не про великого Нуреева. И не про драму режиссёра Серебренникова, который не видел сегодня своей премьеры. Просто - главное событие года. Повторимся: просто модно. Поздравления с премьерой всем участникам и режиссеру".
"Сегодня и завтра вся светская Москва в Большом на "Нурееве", - пишет телеграм-канал Незыгарь. - На сцене любимая балерина Президента Светлана Захарова, звезды Большого Лантратов и Овчаренко, Шипулина и Александрова. Лично постановку финансировали Абрамович и Костин".
"Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать, - пишет Владимир Жириновский. - С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашёл покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться ещё летом, была отложена.
Я уже тогда выступил в поддержку режиссёра спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.
В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идёт любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.
В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать".
"Премьера запрещенного Нуреева в Большом, - пишет Ксения Собчак. - Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходит в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому, что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным жутким граффити "Вор"?"
"В Белом фойе очень много камер. Гораздо больше, чем обычно. Раза в три-четыре, - пишет Наталья Зимянина. - Владимир Урин: "Мы обращались в Следственный комитет с просьбой, чтобы Серебренников мог принять участие в репетициях, но она не получила ответа. С Серебренниковым всё согласовано (через адвокатов - это позже добавила пресс-секретарь театра Катерина Новикова. - Н.З.). Это очень важно для данной ситуации... Это не единственные показы, он будет показан еще в мае. Никаких изменений не вносилось. Я не заметил. Если и были - то согласованные с режиссером и хореографом".
"Да, вроде выглядит абсурдно: режиссёр под домашним арестом, а спектакль поставлен, - пишет телеграм-канал Красный Сион. - Но режиссёра обвиняют в хищениях, и к творчеству это не имеет никакого отношения. Рассыпается версия некоторых, что Серебренникова "преследуют за политику"...
Прочитал, что до самой смерти Нуреев считал себя татарским националистом. Он писал: "Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу... Татары быстро воспламеняются, быстро вступают в бой. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин — хороший комплекс звериных черт, — и это то, что есть я!"
"Этот балет, конечно, стал политическим,- пишет Леонид Радзиховский. - Балет про геев - какой же он ещё. Это меседж, что у нас в политике есть геи, но у нас нет ****** [гомосексуалов]. На самом деле, выход балета "Нуреев" — микротренд... российская сборная поедет на Олимпиаду в Корею, несмотря на запрет, Олимпиада будет транслироваться по телевизору, балет выйдет. Это тренд к некоторому уменьшению раздражения в обществе. Ясно, что желание "биться головой об стену и рвать зубами ковёр" сегодня в обществе резко спало. На дворе уже не 2014 год. Маятник настроений в обществе поехал назад. Путин это учитывает".
"Говорят сегодня на премьере этого непотребства была почти вся наша элита, - комментирует событие телеграм-канал движения "Сорок Сороков". - Господа, вы все педерасты? Очень изысканная публика сегодня собралась в Большом театре. По списку зрителей можно очень многое понять в современной России... Супруге Владислава Суркова тоже очень понравилось. С первого ряда особенно хорошо видно".
"Я счастлива, что попала на историческое событие, которое будет в учебниках истории после нас - премьера без режиссёра - Нуреев без Серебренникова, - пишет Диляра Нургаязова. - Страшно представить, что пришлось сделать Урину, чтобы зритель увидел это чудо.
На главной сцене страны танец трансвеститов, любовный и трогательнейший мужской дуэт, в которых нет ничего пошлого или провокационного. Этот балет на прекрасную музыку Ильи Демуцкого и с незабываемой хореографией Посохова - позднее приношение нерадивой родины, которая не умеет ценить таланты. Не уехал бы Нуреев из СССР, умер где-нибудь в психушке, где его лечили бы от однополой любви.
Вообще, это очень грустный спектакль об одиночестве гения, на которое он обречён. Сколько окружающие люди и зрители получают от гения, столько он страдает внутри. Тема одиночества не вылезает из головы. Ведь автор сидит дома один. И будет сидеть, сколько вздумается так называемой родине. Дурацкое чувство, когда полный зал, овации длиннющие, в театре один бомонд, а ничего эта толпа не может сделать. Сил и терпения".
"Страна, которая не ценит своих героев... это, конечно, очень обидно", - это Игорь Верник читает со сцены письмо Аллы Осипенко Рудольфу Нурееву, - пишет Михаил Зыгарь. - На заднике среди граффити надпись K.Serebr. В зале Чемезов, Песков, Эрнст и другие "члены ЦК". Все аплодируют. На сцене в композитор Илья Демуцкий, балетмейстер Посохов и остальные в футболках с "Кирилл Серебренников". Не балет даже, а удивительное современное искусство. И потом опускается советский занавес Большого театра".