Posted 10 декабря 2017, 09:37
Published 10 декабря 2017, 09:37
Modified 8 марта, 01:48
Updated 8 марта, 01:48
Навести порядок Вострецов предлагает поправками сразу к трем статьям УК РФ, самая опасная 210 – «Организация преступного сообщества» - под неё можно подвести любую «Академию магов» на российском телевидении. Марат Башаров, ведущий «Битвы экстрасенсов» на протяжение нескольких теле-сезонов, с перепугу уже открестился от своего шоу и даже, по собственному признанию, сдал полиции пару десятков подозрительных участников. Разъяснение Вострецова, что запрещать надо не само занятие колдовством, а попытку сделать это бизнесом, вконец запутало дело: если заставят колдовать на общественных началах, с кого тогда брать налоги?
«Интересно, что это было? – пишут в соцсетях граждане, озабоченные инициативой депутата. – Неудачный поход боярина к гадалке или сигнал, что государство намерено завязывать с мракобесием?»
«Новым Известиям» тоже интересно, позвонили участникам процесса, в том числе и тем, кто мог бы ненароком обидеть депутата, толкнув тем самым на крайние меры против всего колдовского сообщества.
- Исключено! – заявила «НИ» ясновидящая Наталья Орлова, известная в Москве предсказательница судеб политических деятелей. – С депутатами работают надёжные и проверенные специалисты. Негативно воздействовать на энергетику клиента никто не будет. У них другая задача – генерировать созидательные устремления народных избранников.
Орлова рассказала, что с этим устремлениями экстрасенсы успешно справляются с 1991 года. Ещё во время путча по просьбе Бориса Ельцина была собрана группа из людей с уникальными возможностями предсказывать и влиять на развитие событий. Была поставлена задача «прикрывать» Белый дом. Вообще-то не только «прикрывать», но и мысленно давить на тех, кто весь этот «праздник» устроил. Экстрасенсы сидели в кабинете и усиленно генерировали особый «энергетический щит» в нужном для российского руководства направлении.
Поди разбери, что тут правда… Но почему-то именно после путча, «энергетические щиты» вошли в моду, экстрасенсы и колдуны сделали головокружительные карьеры, обзавелись обширной клиентурой в верхах. Что пошло не так? Чары ослабли? Щит прохудился? С какой радости в Думе додумались грозить колдунам Уголовным Кодексом.
- Частная инициатива. Он новенький, последнего призыва, - сказала Орлова в оправдание взбунтовавшемуся депутату Вострякову. – Сейчас проверю его ауру. - В телефоне на том конце что-то постукивало и попискивало – возможно, настраивалась связь с потусторонними силами... – Вот, вижу: родился в Сибири, потом Питер, военный вуз, красный диплом, карьера на незначительных государственных должностях, «Единая Россия», выборы 2014 года, Госдума…
- Женат, два земельных участка, доход за прошлый год миллион девятьсот тысяч рублей, - подсказала корреспондент «НИ», у которой была открыта та же страница в Википедии, что и у экстрасенса Орловой.
- Да ладно, - засмеялась «разоблаченная». – Хотите точное предсказание, что будет с колдунами? На 100 процентов тоже самое, что с проституцией. Сколько её ни запрещали, – а она все процветает и процветает.
За таким прогнозом можно и к гадалке не ходить.
- Магия вообще штука тонкая, законам не подчиняется, - заявил «НИ» Евгений Рябов, в прошлом либеральный политик в окружении Ельцина, а ныне мемуарист, описывающий нравы Кремля тех лет. - Её стихия – понятия. Они задаются сверху. Уверует первое лицо, что черная кошка - не к добру – в тот день решения не принимаются, документы не подписываются. Связал удачный ход переговоров с какой-нибудь безделицей, оказавшейся под рукой, - всё, это амулет, без него ни шагу. Пообщался с «бабушкой Вангой» - она теперь главный консультант, советует, куда лететь, что говорить, с кем встречаться. Опасность этих «невинных» привычек в том, что они моментально проникают в кабинеты Кремля, подхватываются региональной знатью и дают народу пример – «как жить». Когда ничего более умного, кроме мракобесия, не предложено, страна туда и катится.
Вроде, докатилась, уже и не соображает, в каком веке она живет. В стране победившей демократии православными христианами считают себя 80% населения и почти столько же признают существование «чёрных сил», верят в приметы и не прочь проконсультироваться у колдуна, так ли уж страшен ад, как об этом говорит батюшка. С такой гремучей смесью в головах сохранить нормальный трезвый взгляд на жизнь нереально, потому что сами нормы давно "съехали с катушек". Крестный ход гаишников с кадилами во имя безопасности на дорогах такая же норма, как и вечеря колдунов в поддержку кандидата-коммуниста на губернаторских выборах. То и другое мероприятие и широко освещалось в прессе… И пусть последнее, как фейк, но кто будет разбираться в оттенках, если сам кандидат в восторге от креатива с нечистой силой.
«Свободная пресса» писала, как мэр Москвы Сергей Собянин ради того же самого возродил культ Григория Распутина. Приехал в родное село старца и просто поставил «волшебный стул» в центре музейной экспозиции. Село Распутина теперь не узнать. Чтобы посидеть на этом стуле и набраться от него сил, в музей съезжаются сановники со всей России. К стулу Распутина уже наведались реформатор Анатолий Чубайс, вице-премьер правительства Игорь Шувалов, с десяток губернаторов, известные силовики, бизнесмены.
Ок. Публичная демонстрация чувств к старцу Распутину не удивляет. Вопрос в другом: при той идиллии, сложившейся между государством и нечистой силой, можно ли навести хоть какой-то порядок с ведьмами, гадалками, целителями и ясновидящими, которые на бытовом уровне заменили народу почти все социальные институты и беззастенчиво выкачивают деньги за иллюзии быстро разрешить любую проблему – от здоровья до политики?
Осмеять «колдовской» законопроект депутата Вострецова очень легко. Ещё легче сделать прогноз, что закон, регулирующий столь деликатную сферу, принят не будет. Чему радоваться? Рынок магических услуг совсем небезобидный и довольно часто представляет реальную опасность. Согласно статистике Российского онкологического центра, 50% раковых больных теряют драгоценное для лечения время, обращаясь к знахарям и целителям и только потом – за профессиональной помощью.
Тем не менее, по данным Института социологии РАН к гадалкам, экстрасенсам и магам ежегодно обращаются за помощью 30-40% россиян, за два последних года это число выросло до 67 процентов. Как минимум треть из них беспокоились о здоровье, не доверяли врачам и хотели бы уточнить диагноз. А вот любовные отвороты-привороты составляют вовсе не большинство обращений, как принято считать, а всего лишь мизерную часть – 2-3% .
- В объятия колдунов россиян толкают социальные проблемы, которые длительно не решаются государством или его участие неэффективно, - считает эксперт института психологии РАН Андрей Макаров. - Это, прежде всего, – жилье, обман вкладчиков, исчерпавших возможности найти справедливость и защиту в институтах власти. Работа, не отвечающая способностям и потребностям человека, а часто и ее отсутствие. Проблемы семьи, выпавшие из круга забот государства, и по существу переложенные на теле-свах и самозваных психоаналитиков. Высокая преступность и крайне низкие гарантии безопасности, некачественное образование и неудовлетворительная медицина – всё, что раздражает людей и не имеет перспективы изменения к лучшему, они пытаются решить при помощи эзотерических и магических практик. Но это не тот случай, когда клин клином вышибают. Наоборот, архаичная политика государства в важнейших сферах жизни стимулирует средневековые представления о могуществе темных сил, способных в одночасье изменить обстоятельства и судьбу. Было бы удивительно, если бы «силы» этим не воспользовались. Большие деньги везде и всегда делаются на человеческих надеждах. Так же как везде и всегда неконтролируемые денежные потоки власть хотела бы направить в упорядоченное русло. Закон о колдовстве, возможно, и прорядит слишком уж разросшуюся армию чародеев России, но не стоит обольщаться, что он устранит проблемы, и за-за которых, собственно, этот рынок и процветает.
Знаете, сколько в России колдунов? 800 000. А врачей? 620 000. Это данные заместителя директора института психологии РАН, доктора психологических наук Андрея Юревича. Вопрос – «Вас не удивляет, что у нас в стране больше целителей, которые подобно Христу лечат наложением рук, чем профессиональных врачей?» - тоже его. Только задаётся он не по адресу – в основном журналистам, которые, конечно же, удивляются, но не причастны к закрытиям больниц и сокращениям медперсонала в стране.
А так – да, количественные сравнения впечатляют. Так же как утверждения медицинских светил, что россияне ежегодно тратят на колдунов и экстрасенсов 30 миллиардов долларов вместо того, чтобы отдать их на развитие отечественной медицины. Первым об этом сказал ещё четыре года назад главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили. По его мнению, каких-либо успехов российские врачи смогут добиться, только если оттянут у конкурентов хотя бы десять процентов.
С тех пор ни копейки не оттянули. Эти $30 млрд так и служат причиной основных разногласий между официальной медициной и теми, кто ей не доплатил. Такая щекотливая вещь, как эффективность лечения и процент выздоровевших обходится стороной, официальной статистики нет, да и как посчитать, от чего человек встал на ноги – от прописанных врачом лекарств, от «наложения рук» знахарки или от того и другого вместе. Слава богу, что вообще живой, – успех за это припишут себе и те, и другие. Соревнование идет только на финансовом фронте. Стоимость консультации у экстрасенса в Москве едва ли не дороже приёма у академика медицинских наук – от 5000 до 8000 рублей. Если случай тяжелый (в смысле, если экстрасенсу с первого взгляда видно, что у клиента есть деньги), то раскрутят и на все 10 тыс. долларов (и это, конечно, не идёт в сравнение с частной мед. клиникой, где тоже раскручивают не хило, но не на доллары, а на рубли). Лечебный сеанс – не менее 5000 рублей. За отдельную плату - оберег от сглаза и книжка с заговором на конкретную хворь. Сеансов, как минимум, десять.
Короче, по оценкам экспертов, ежемесячный доход целителя составляет от 10 до 40 тысяч долларов. Ради справедливости заметим, что речь идет не о бабках-травницах, и не о дедушках, на старости лет вспомнивших о заговорах. У них цены в пределах прожиточного минимума. С Вангой, говорят, вообще расплачивались мукой и сахаром. Бабло рубят раскрученные персонажи – победители «Битвы экстрасенсов» на ТВ, участники других шоу, где безнадёжно больные люди прямо в студии начинали плясать и бегать от одного только прикосновения "целителя". У некоторых из них – как, например, у московского "чудотворца" Алексея Похабова или «потомственной колдуньи» Алсу Газимзяновой из Казани, после успеха на ТВ появились свои «центры здоровья». Цены, указанные на сайтах, не ниже, чем в самых крутых клиниках, укомплектованных новейшим оборудованием и высококвалифицированным персоналом. В «центрах» ничего нет, кроме "волшебных рук" учредителя, его мощной энергетики и диплома за победу в «Битве экстрасенсов».
Возможно, это не так уж мало, если люди идут, и доходы не падают. Во всяком случае, кандидат психологических наук, консультант научного клинико-экспериментального центра нетрадиционных методов диагностики и лечения при Росздравндзоре Айгуль Ахметзянова считает, что сходу подвергать сомнению бионергетический дар человека – это такое же невежество, как и доверять своё здоровье гадалке из цыганского табора. У них в Центре целителя проверяют медики и учёные. В случае успеха экстрасенсу выдают сертификат, подтверждающий необычные способности и вносят в реестр целителей. Однако обращение в центр – дело добровольное. Можно получить лицензию на предпринимательскую деятельность и без сертификата – у местных властей. А можно не заморачиваться и преспокойно зарабатыть без всяких сертификатов и лицензий. Большинство колдунов так и поступают. По данным Конгресса русских экстрасенсов и ясновидящих, в России практикуют более 30 000 целителей, из них хоть какое-то подобие документов имеют только 1800 человек. Остальные и в ус не дуют – в случае наезда им грозит всего лишь штраф в 25 МРОТ. По сравнению с суммой, которую они зарабатывают в месяц, - смешные деньги.
- Человек, у которого в жизни всё хорошо, не ищет встречи с экстрасенсами, - говорит Ахметзянова. - А если есть повод для обращения, значит, существует потребность во внимании, понимании и поддержке. Всё то, в чём нуждается, он может получить от «чародеев» - его слушают, ему хотят помочь, исключительно для него проводят ритуал, таинственность которого тоже работает на оптимизацию духа. Пришёл потерянным и унылым – уходя, увидел свет в конце туннеля.
Сколько живем, столько и слышим про этот свет, а туннель всё не конается и не кончается. И да, халявы не стало. Раньше страну тянули к свету бесплатно.