Posted 9 декабря 2017, 09:37
Published 9 декабря 2017, 09:37
Modified 8 марта, 01:49
Updated 8 марта, 01:49
Евгений Волков родился в 1962 году в Перми, живет в Гомеле. Автор книг "ИМЯ РЕК", "Погонщик рыб", лауреат премии журнала "Смена", литературно-художественного фестиваля "Русские мифы" ( 2017, Черногория).
Ареал русской поэзии отнюдь не сузился из-за перемен границ. Евгений Волков оказался в Гомеле, вдали от рассеивающего, завистливого и отвлекающего влияния столичной литературной тусовки, и это оказало благотворное влияние на его творчество.
Поэзия перекидывает мосты между веками и судьбами.
“Бывают странные сближения” - сказал А.С. Пушкин.
Для лучшей восприимчивости текста, мне всегда хочется найти подобные сближения в жизни поэта, о котором готовлю материал. Все, что пересекается с судьбами поэтов - очень важно.
Много раз мне доводилось бывать в Гомеле, в начале 90-х годов прошлого века теплоходом по чистейшей Припяти, - через этот город мы всегда возвращались с ежегодной летней рыбалки в старицах Полесья. И всякий свой приезд в Гомель несколько часов я проводил в роскошном Музее-усадьбе фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича. Там в саду он и похоронен. Вот что о Фельдмаршале Паскевиче писал А.С. Пушкин:
“Победа! сердцу сладкий час!
Россия! встань и возвышайся!
Греми, восторгов общий глас!..
Но тише, тише раздавайся
Вокруг одра, где он лежит ,
Могучий мститель злых обид,
Кто покорил вершины Тавра ,
Пред кем смирилась Эривань ,
Кому суворовского лавра
Венок сплела тройная брань.”
В Тбилиси, где я родился и вырос, дом моего деда был расположен рядом с улицей Паскевича. В течении 3-х лет - с 1900 по 1903 гг. здесь же неподалеку жил Николай Гумилев, который учился тогда в Первой Тифлисской Гимназии. Юный Николай Гумилев тысячу раз шел в Гимназию, и проходил через Эриванскую площадь - которая была названа в честь Графа Эриванского Паскевича, единственного полководца в истории России полного кавалера двух военных Орденов Российской Империи Св. Георгия и Св. Владимира.
В 1829 году свое тридцатилетие - во время путешествия в Арзрум - А.С. Пушкин отмечал в Тифлисе. И Александра Сергеевича чествовали в трактире, расположенном именно на этой площади! Добравшись потом до Арзрума, Пушкин - в цилиндре! - ходил в атаку на турок - один единственный раз, но ходил! - под командованием того же Паскевича.
Самое главное, что за год до этого знаменитого пушкинского путешествия в Арзрум - в 1828 году Генерал-Фельдмаршал И.Ф. Паскевич победил Персию, и лично заключил Туркманчайский договор, текст которого подготовил его родственник - двоюродный брат его жены - А.С. Грибоедов.
Этот Туркманчайский договор имеет огромное значение и по сей день! Вот что об этой победе Паскевича - тогда же написал поэт Василий Жуковский:
"И все царство Митридата,
До подошвы Арарата,
Взял наш северный Аякс;
Русской гранью стал Аракc."
За эту победу Николай I наградил Генерала-Фельдмаршала И.Ф. Паскевича миллионом рублей - и на эти деньги Паскевич купил у графа Н. П. Румянцева - тогдашнего Военного министра России - дворец в Гомеле...
Прекрасный поэт Евгений Волков - наследник и радетель великих событий и традиций. Современные техники стихосложения у Волкова не ради демонстрации версификаторских возможностей и способностей, а ради усиления смыслов.
Вечер поэзии Е. Волкова в Музее Михаила Булгакова - видео-фильм:
Трагические аллюзии в стихах Волкова не в истории, а прямо в фонетике. По Евгению Волкову трагедийная сущность нашего многовекового бытования изначально заложена в самом языке.
Вот как самоощущает поэт свое предназначение:
"я не всегда понимаю, каким образом слова вдруг появляются у меня в голове, но ведь это и замечательно - с удовольствием и радостью не понимать себя самого. Бог создал мир при помощи слова. Возможно, Богом были использованы не слова, а некие звуковые комбинации, которые только впоследствии стали языком. Посему доминирование звука над другими свойствами, равно как и освобождение звука от подсобных ролей – необходимо поэзии..."
И вот стихи:
ПОГОНЩИК РЫБ
я хочу быть погонщиком рыб –
и забыть ненавистное имя
и касаться ступнями босыми
водной тверди библейской поры
я хочу быть погонщиком рыб –
в час заката моря кровожадны
я в безмолвии слышу санскрит
и предвестья читаю по жабрам
отсекая значение слов –
браконьерски набитые сети
я под ветер поставлю весло
и ладони поставлю под ветер
пусть в уключинах тлеющий скрип
и пробор шевелюры волнистой –
укрепит в запредельности истин
я хочу быть погонщиком рыб
чтобы гибельно верить в костры
и молчать на ветру холодея
существуя единой идеей –
я хочу быть погонщиком рыб…
* * *
«…что человек когда он занят только сном и едой – животное не больше...»
из бранных слов все избранные речи –
и норовят проверить на испуг
но темен лик как в августе пастух
и кара мельно лоно между речий
и сладок дым стоять между руин
рожденных умереть месопотамий –
когда по всем справляет мессу память
и отправляет нужды херувим
я занят сном – и может быть едой
в часы затишья вижу телевизор
когда ничто не ново под луной
меня как волка тянет к вокализу
я занят сном – любимой пустотой
ловец еды в авосечные сети
и что с того что мне приснятся дети
а я стою во лжи во ржи с бедой
я грязное животное – я червь
куриный бог простреленный навылет
и только твои ноги на плече
меня на эти строки вдохновили
любимая – затертая до дыр
схожу с ума а может мне приснилась
последняя немыслимая милость
к тебе и к богу обращаться ты
ты знаешь сколько листьев в сентябре
ложится в зимних дней первооснову –
но я слабею с каждым своим словом
и склонен верить всем но не себе
я жив пока лишь собственным стыдом –
и сам господь во мне души не чает
и геморрой с гоморрою – содом
на мертвом языке обозначает
и сны мои на берега с едой
несут меня с бессчетными другими –
но чудных слов нетленный звук пустой
в кромешной тьме напоминает имя…
Переправа
здесь разводят собак и разводят мосты –
и гуляют скоты без забот и преград
я хочу умереть от такой простоты
боже мой я еще не хочу умирать
боже мой в чистом поле горит огонек –
боже мой на меня тихий ужас напал
просто это тоска и возможно итог
и сжигающий душу и сердце напалм
измочалена плеть о великую рать –
и опустится солнце за дальней горой
убиенных и павших не счесть и не знать
вы ли жертвою пали в борьбе роковой
уходящим навек переправы просты –
медяки на глазах а глаза на лугу
здесь разводят собак и разводят мосты
боже мой ты всегда на другом берегу…
* * *
мне скучно бес в умышленном раю
где слов обитель сточный водоем
я с точными словами говорю –
я зык мой враг мой черт ушко моё
в ушко мое вползает бог ослов –
иных помоек словно в мире нет
когда в подлунном слишком много слов
всё минет в этом мире или нет
наряден день как нищий на мосту –
рассыпчатые тени по воде
и в полной мере верит в пусто ту
изгнанник покидающий эдем
я верю в смертный грех и турмалин –
и это повод думать и роптать
мой чудный сон как взвившийся марлин
срезает лесу прямо у борта
я знаю цену умершим словам –
они в конечном счете пустяки
лежать и слышать как растет трава
возможно это больше чем стихи
возможно это все что я могу –
здесь был господь и он забыл кондом
я приравнять перо готов к штыку
чтобы хоть как-то объяснить содом
чтобы хоть как-то обозначить путь –
мой рай собес который небосвод
или иной всевышний кто-нибудь
который всех полюбит и спасет…
ПОХОДЯ
гадать по лепесткам раскрытых губ –
распахнуто бесцельно безнадежно
останутся на дальнем берегу
нагроможденья скуки и одежды
и все тобой любимая пахнет –
и хлынет нескончаемым потоком
я для тебя не более чем гнет
и для других истечь готовых соком
любимая унылая пора –
паскудная речёвка как веревка
подлунная улыбка топора
мелькнет в ночи застенчиво и ловко
у ловка лавка в сумерках аллей –
потемки и отдушины сознанья
как атрибуты сна и осязанья
для непоколебимых тополей
я пробую сказать – какой сквозняк
мои слова уносит ветер пришлый
казнить – у нас помиловать нельзя
выходит так что ничего не вышло
ты больше не отбрасываешь тень
я больше не смотрю себе под ноги –
и ты уходишь как уходит день
на радость всем натужным и убогим
и мне ль не знать что я опять солгу –
мой судный день до паранойи скуден
гадать по лепесткам раскрытых губ
и говорить негромко будь что будет
Forte
ни в бровь ни в глаз – скорее между ног
подробности всегдашней дольче виты
и леты кот на сковородку лег
шипя как змей больной и ядовитый
и я изнемогаю от чудес
и от пространства будней раз бухая –
сидит у изголовья мелкий бес
с нерукотворным ликом вертухая
резная боль необрезной доски –
от общих мест и правил я завою
шепталый снег ложится на виски
и поприще не блещет новизною
ничьё – вокруг бесцветный шум
и на дворе который год агдамский
за разный ум заходит праздный ум
и ты зайдешь с улыбкой роттер дамской
а ближе к ночи старческий эразм
возьмет свое для музыки и жеста –
мне сладко повторять в который раз
повремени постой мое бля женство
мне из углов предвыборней тупой
мне из чудес доходчивее порка
пока есть пунша пламень голый бой
и отчих зорь защитна гимна стерка
и сонм теней бамбука под луной
и ты со мной доверчиво тепла
дурные мысли переймут ли дети
и будет так еще тысячелетье
такая срань на свете до угла…
* * *
я проходил по синей мостовой –
пространством кукурузного початка
где каждый шаг свинцовая брусчатка
озвучивала выгнутой спиной
мой город расслаблялся на игле
телепрограмм и ангелов дурдома –
не помышляя о добре и зле
в преддверьи абстинентного синдрома
и тени вариации креста
проекты и проекции падений –
ломались в основании строений
и нисходили мрак и немота
и только голос ночи невредим
втолковывал настойчиво – пройдемте
и сыпал снег из вспоротых перин
на пустоту испачканную дегтем…
* * *
погоде все хнычется –
как никогда
я повторяю механически –
светлеет осенью вода
и обреченно лист полощется
и холода я повторяю в одиночестве –
светлеет осенью вода
душа оголена как дерево
и проще нет сказать чем да
стучится осень тихо в двери вам –
светлеет осенью вода
вода светлее каждой осенью –
но глубь темней все беды
что в себе вы носите –
лежат на дне до запустенья
осень поздняя и темнота
я повторяю нео сознанно
– светлеет осенью вода…
* * *
похоже все опять начнется с гимна –
и всех утешит красная бурда
и губы кровоточа георгином
найдут предлог для большего стыда
и темный лес густой простоволосый
меня возьмется даром поучать –
хотя я прост и светел как апостол
как черепаха только без ключа
хотя я тверд как нос у буратино
в стране необратимых дураков –
все движется по кругу как братина
в вине непотопляемых грехов
и все опять зовут меня к ноге –
кислотны и порочны как даная
жаль после оргий остается ге
победоносцев что ли я не знаю
любимая долой дурные сны –
долой одежды если ты согласна
твои уста чураются узды
и только это видимо прекрасно…
* * *
в метрополии смех и затей кутерьма
и весомое облако пыли –
маскируют фасад за которым тюрьма
и тюремные байки и были
в метрополии смех и причуд карусель
и на страции демонов уйма –
и легко на троих огурцом похрустеть
и смотреть на просторы безумно
различая халупы и особняки –
лжи полоски и рожи озимой
в поднебесной где пастыри и босяки
поголовно больны амнезией
где колония в каждой из брошенных душ
существует строптиво и глухо –
на подходе сезон свежевания туш
до потери сознанья и слуха
я в метро словно в поле войду босиком
натыкаясь на взоры палачьи –
метрополия снег с аравийским песком
и соборное облако плача
мне бы лучше равниной идти нагишом
на затылке лишь кепи оставив –
жребий брошен вопросов вопрос разрешен
за прогнившими досками ставен
в доску свой деловито вползающий червь
смотровое окошко буравит –
не проси понапрасну
не бойся
не верь
нет иных в метрополии правил…
Коридор
я дней не тороплю –
и не страшусь молвы
как велено терплю
и верую увы
зачерпываю синь
и вместе с ней тоску –
я легче паутин
тоску свою сотку
дни лезут чередой
как сельди в сеть путин –
и длится коридор
где свет в конце пути
где запертая дверь
затем чтоб разлучить –
и хуже нет потерь
чем потерять ключи
прохожие глаза
прохожая судьба –
я сам себе вокзал
я сам себе судья
как пращур кочевой
я не устал идти –
скажите для чего
мне свет в конце пути
глаза глядят из тьмы
и сердцу сладко стынется –
ужели гости мы
и целый мир гостиница
не избежать потерь –
но свет в конце пути
где ждет ночной портье
и выдает ключи…
ПОТОМУ ЧТО ВОЛК
отрывая свой зад от скамьи –
подсудимых иль просто скамейки
я шепчу заклинанья свои
дураки мудрецы неумейки
мой до дыр голубой говорит –
только нет мне до этого дела
потому что душа облетела
и нигде ничего не болит
и дорога похожа на сон –
от себя самого и не меньше
на прекраснейшую из женщин
ту в которую ты был влюблен
и которой сегодня уж нет –
есть лишь редкое слово и мысли
где бог весть клином сходится свет
и под ноги бросаются листья
о цветов преподобный кармин –
заминирован кармы сценарий
сколько волка в себе ни корми
не найти ему твари по паре
не уйти от себя самого –
даже если и хватит отваги
мне сосед принесет самогон
пламенея от собственной браги
что ж – камин затоплю буду пить
только нет в моем доме камина
есть подробная правда и вина
от которых мне хочется выть…
* * *
«…трах-тах-тах – и только эхо отзывается в домах…»
я ответчик тебе и истец –
препарируя скуку и случай
я сличаю с биеньем сердец
примитивную ритмику случек
я читаю тебя по губам –
я прощаю тебе раз за разом
подари мне любви миллиграмм
щедрой дланью на царство помазав
о купается жертва в крови –
только кровью тебе откупиться
бронебойны покровы и лица
и они говорят о любви
о любовь о морковь о свекла –
мы друг другу идем палачами
но печаль моя будет светла
потому что нельзя без печали…
* * *
даже не верится –
холода подули
за окошком шевелится
дня осеннего увалень
где ты лето благословенное –
аукаю понапрасну
но не стоит наверное
на дворе иной праздник
в листьях ветрами разболтанных
селится осень молчальница –
обычная как работа
что самое время отчаяться….