Любопытно, что эта информация появилась почти вслед заявлению президента о необходимости для отечественной экономики всегда быть готовой перейти на военные рельсы.
«Как сообщил Сергей Птичкин в материале, опубликованном в «Российской Газете», разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения по ОКР «Баргузин» прекращена, - пишет блог bmpd, созданный по инициативе Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ). - Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу. Об этом сообщил весьма информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России». Впрочем, там же отмечается, что «если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем».
«Работы по боевому подвижному железнодорожному комплексу нового поколения с межконтинентальной баллистической ракетой по ОКР «Баргузин» ведутся при головной роли АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) с 2011 года, - продолжает bmpd. - В рамках Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), с первоначальным сроком завершения Государственных испытаний в 2019 году. В конце 2014 года был утвержден эскизный проект комплекса и в 2015 году была начата разработка конструкторской документации. В конце октября 2016 года в Плесецке было произведено первое и единственное бросковое испытание ракеты комплекса.
По имеющейся информации, при коррекции ГПВ-2020 в 2015 году основные этапы реализации ОКР «Баргузин» были перенесены за пределы действия ГПВ-2020 и должны были определяться новой Государственной программой вооружений на 2016-2025 (ныне на 2018-2027 годы). Если сообщение С. Птичкина верно, то, видимо, ОКР «Баргузин» не была в итоге включена в новую ГПВ-2027».
Как пишет блогер periskop, «Баргузин», скорее всего, пал жертвой нынешних экономических трудностей: «технически создать российский БЖРК, полностью превосходящий тот, что был спроектирован в СССР, более чем реально. Скорее всего, дело в деньгах. Стратегических ракет для ответного удара у нас хватает. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения. РВСН ставит на вооружение «Ярсы». Для ВВС испытываются новые крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. И затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы в нынешних экономических условиях неразумно».
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса с ракетой РТ-23» появился на свет еще в январе 1969 года. Предполагалось, что БЖРК могут составить основу группировки ответного ракетного удара благодаря своей скрытности и, следовательно, живучести после первого удара противника. В результате на свет появился первый комплекс, замаскированный под железнодорожный состав – БЖРК «Молодец», производившийся на территории нынешней Украины.
До «Баргузина» советские, а потом и российские ядерные силы использовали именно его с 1987 года, но недолго: уже в январе 1992 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2 между США и Россией, согласно которому Россия до 2003 года должна была снять с вооружения и ликвидировать все свои БЖРК - всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.
На практике в 2002 году Россия вышла из договора СНВ-2, но уничтожение БЖРК не остановили, в 2005 году они были сняты с боевого дежурства, а к 2007 году все поезда и пусковые установки утилизировали. Но уже через пару лет появилась идея возродить «поезда-убийцы», но уже руками российских специалистов и с использованием отечественных производственных мощностей. В апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что Московский институт теплотехники приступил к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.
В статье в «Российской газете» отмечается, что «в США подобного комплекса создать не смогли, хотя попытались сделать это первыми еще в начале 1960-х годов». Но это не совсем так: в Америке проект 1960-х годов был действительно заморожен, но возрожден в 1980-е, причём именно как ответ на появление такого нестандартного поезда в СССР. Американский БЖРК получил название Peacekeeper Rail Garrison.
«Штаты в своё время сделали и прототип вагона, сильно похожего на коммерческий грузовой, и проработали общий концепт поезда, - продолжает periskop. - Вагон был попроще советского - поскольку рельсовая Америка на 98% дизельная, не надо было придумывать систему отвода контактной сети. Да и допустимые нагрузки на ось там повыше - что тоже облегчало задачу конструкторам. Сама тяжелая ракета «Миротворец» тоже была полегче - 88 тонн вместо советских 105 тонн.
Американцы упёрлись больше в организационные и управленческие головоломки - ж/д сеть там частная, очень сложное переплетение путей разных компаний, и даже если бы договорились с «большой пятёркой», то все равно аналогичный уровень скрытности курсирования ракетных поездов было бы обеспечить на порядок сложней. Плюс отсутствие централизованного управления сетью и отработанных алгоритмов движения ВОСО, которые в совершенстве работали в СССР. В общем, эту идею забросили».
Помимо СССР-России и США подобные поезда с замаскированными ракетами разрабатываются и в Китае. Как сообщает periskop, «Вооруженные силы Китая провели испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Дунфэн-41» (DF-41) с железнодорожной мобильной установки, пишет американское издание Free Beacon со ссылкой на данные разведывательных служб США… Согласно докладу Джорджтаунского университета в рамках программы «Проект по контролю вооружений в Азии» (Asian Arms Control Project), железнодорожные технологии для запуска МБР были приобретены Китаем на Украине… Но скорее всего, речь пока идёт о первичных испытаниях вагона и подъёма ракеты, даже без испытания технологии миномётного старта».