Posted 30 ноября 2017, 09:39

Published 30 ноября 2017, 09:39

Modified 7 марта, 17:06

Updated 7 марта, 17:06

Сергей Беднов: "Экспоцентр" остается драйвером в развитии бизнеса

30 ноября 2017, 09:39
40 лет назад, в 1977 году на Краснопресненской набережной Москвы открылся первый павильон Экспоцентра. Несмотря на жесткую конкуренцию сегодня, выставочный центр остается крупнейшей площадкой для экономического сотрудничества, заявил в интервью генеральный директор предприятия Сергей БЕДНОВ.

Сергей Сергеевич, "Экспоцентр" можно поздравить с юбилеем?

Круглая дата - это, конечно, хороший повод оглянуться назад и подумать о перспективах. Но комплекс на Краснопресненской набережной несколько младше самой нашей организации.

Напомню, что в середине 50-х годов при Всесоюзной торговой палате (в дальнейшем – Торгово-промышленная палата СССР) был создан Отдел выставок, позднее преобразованный в Управление международных и иностранных выставок в СССР, преемником которого является «Экспоцентр».

В 1950-е годы значительно возрос интерес зарубежных деловых кругов к экономическому сотрудничеству с СССР. «Экспоцентр» в 1959 году проводит в парке «Сокольники» выставку промышленной продукции США. На площади в 41 тыс. кв. м была представлена бытовая техника, оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, транспортные средства и многое другое. Открыли выставку Н.С. Хрущёв и вице-президент США Р. Никсон.

Вскоре состоялись национальные выставки Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и других стран.

В 1964 году «Экспоцентр» провёл первую крупную международную отраслевую выставку – «Стройдормаш», представившую последние образцы строительных и дорожных машин, средства механизации строительно-монтажных работ. Статистика смотра впечатляет даже по современным меркам: на площади 54 тыс. кв.м 377 фирм из 20 стран мира продемонстрировали передовую технику и технологии для проведения дорожно-строительных работ. Соорганизатором выставки выступил Государственный комитет строительного, дорожного и коммунального машиностроения при Госстрое СССР.

В 1960-е годы начала формироваться выставочная программа «Экспоцентра», которая через два десятилетия, в середине 1980-х годов, охватывала основные отрасли народного хозяйства СССР.

Всё возраставший интерес зарубежных компаний к участию в международных смотрах в Москве вызвал необходимость постройки нового выставочного центра. В середине 1970-х годов по инициативе министра внешней торговли СССР Н.С. Патоличева Торгово-промышленная палата СССР обратилась в Правительство с предложением о возведении на берегу Москвы-реки, рядом с парком «Красная Пресня», нового современного выставочного комплекса.

Первый выставочный павильон появился в 1977 году, и уже в январе 1978 года он принял одну из крупнейших отраслевых выставок – «Деревообработку»... С тех пор посетителями «Экспоцентра» стали несколько миллионов людей со всего мира, а само название комплекса превратилось, как говорят, в "культовое".

Тем не менее сейчас вы не устраиваете "выставок для всех", предпочитая формат "В2В" - бизнес для бизнеса...

В условиях очень жесткой конкуренции у каждого свой профиль. Мы выбрали то, что называется "качеством услуг" и по большому счету - эффективность для участников выставок, конгрессов, которые проводит "Экспоцентр".

В числе наших клиентов - лидеры мировой индустрии, сельского хозяйства, высоких технологий... Им недостаточно просто арендовать и красиво оформить выставочные площади и стенды. Нужен комплекс услуг, гарантирующих коммерческие результаты. Поэтому «Экспоцентр» представляет собой своеобразный холдинг, в который входит группа различных компаний. Они могут строить, предоставлять таможенное оформление грузов, организовывать питание, заниматься рекламой и многое другое.

Кроме того, мы постоянно улучшаем обслуживание за счёт современных электронных сервисов. И, наконец, важный фактор и в том, что все наши выставки проходят специальный аудит. Есть такая статистика: из 1000 выставок (1000 – 1200 выставок проходят в России), всего 6% проходят аудит. То есть – 60 выставок. Из этих шестидесяти выставок, двадцать шесть процентов - выставки «Экспоцентра»! А что такое аудит? Это - открытость, прозрачность, то есть, потребитель выставочных услуг, предприниматель, знает, куда он идёт и какой результат получит. На основе аудита даже был создан ЭКСПО-рейтинг, и большинство наших выставок занимает ведущие места на рынке.

Многие клиенты, кстати, признаются, что обжигались на других площадках и возвращаются к нам спустя годы.

Что сегодня собой представляет российский выставочный рынок – каков его объём, как много игроков на нём?

Оборот российского выставочного рынка достиг 800 млн долларов. У нас достаточно много уже различных выставочных компаний. Они по своему объёму разные. Есть крупные - «Крокус», ВДНХ, ЭКСПО-ФОРУМ (это коллеги в Санкт-Петербурге). И есть много маленьких компаний, которые проводят локальные, региональные выставки. Весь центр выставочных услуг, к моему сожалению и я думаю, не только к моему сожалению, он сосредоточен, практически, в Москве и Санкт-Петербурге. Вот это – печально. Нужно развивать выставочную деятельность в регионах.

Почему? Потому что очень трудно бывает предпринимателям, особенно малого и среднего бизнеса приехать в Москву, особенно из Сибири, Дальнего Востока, где, к сожалению, вообще нет современных выставочных комплексов.

Но если говорить о привлечении инвестиций в российские регионы, то без создания современной выставочной инфраструктуры это невозможно. В кинотеатрах, на стадионах проводить серьезные выставки нельзя. Даже на примере нашего комплекса – мы же проводим такие серьёзные выставки, как, например, «Металлообработка», где у нас станки работают в режиме «онлайн». Привозится станок большой, 25 тонн, ставится, и он начинает работать – это невозможно сделать на стадионе, потому что требуется подключение электроэнергии, требуется подключение сжатого воздуха и многие другие аспекты, которые нужны.

Так что пора начинать строительство современных выставочных комплексов в регионах – они могут быть разные, от пяти тысяч квадратных метров до десяти тысяч квадратных метров, но это должно происходить. В качестве позитивных примеров могу привести Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар... А дальше и назвать некого! Хотя у нас более 80 регионов в стране...

Вы назвали только площадки. Но есть операторы. Можно назвать какого-то крупного игрока?

Если говорить о крупных операторах, я не буду называть иностранных, которые являются российскими юридическими лицами, но со стопроцентным иностранным капиталом. Одним из крупных операторов является, например, «ЕВРО ЭКСПО». Это крупная российская выставочная компания, которая проводит очень интересные выставки и по строительной тематике, и по туризму, и по инструментам. Очень известная компания, мы активно с ней сотрудничаем.

Чем существенно отличается бизнес-модель площадки от бизнес-модели оператора?

Мы выступаем в двух ипостасях: и как выставочные операторы и как выставочная площадка. А бывает так, что выставочная площадка не имеет своих собственных выставок, не имеет своей собственной интеллектуальной собственности, и поэтому они сдают только площади, предоставляют выставочную инфраструктуру – свет, электроэнергию, различные другие услуги. Выставочный оператор – это более креативная работа: нужно создать свой собственный выставочный бренд, нужно его продвигать. Выставка – как маленький ребёнок, которого нужно сначала родить, а потом начать воспитывать, и в дальнейшем, как будешь воспитывать, то из него и получится. Поэтому я думаю, если организация выставок совпадает с выставочной площадкой, то у оператора появляется больше возможностей, чтобы реализовывать свои амбиции и желания, а так же интересы клиентов.

У нас, кстати, 60 % гостевых выставок, 40 % - наших собственных выставок, которые мы организуем либо ежегодно, либо в формате один раз в два года - например, «ЛесДревМаш».

Какие выставки для вас более прибыльные: те, которые вы организовываете самостоятельно, или те, для которых предоставляете площадку?

Ну конечно же, собственные выставки! На них мы зарабатываем на полном комплексе услуг для клиентов.

Я так понимаю, что оператор привносит в выставку дополнительную интеллектуальную стоимость. Из чего она складывается?

Интеллектуальная собственность, в первую очередь, складывается из товарного знака, владения товарным знаком. Если оценивать товарный знак, то это может быть вклад в капитализацию, ту или иную компанию, которая это проводит. Второй момент – это сам интеллектуальный продукт: база данных посетителей, база данных экспонентов, это рекламные наработки, технология в области маркетинга, продвижения своего продукта и многие другие факторы. Все эти факторы являются залогом успеха собственной выставки. И, как в случае с "Экпоцентром", все это нарабатывается не просто годами, а десятилетиями успешной работы.

А что сдерживает развитие российского выставочного рынка?

В первую очередь развитие выставочного рынка сдерживает отсутствие современных выставочных комплексов. Они должны быть. Мы даже оказываем методическую помощь регионам и выпустили такую брошюру «ЭКСПОЦЕНТР – регионам». Мы даём советы, какие модули, комплексы можно построить в регионе в зависимости от населения – миллионники, десятимиллионник город, может, на межрегиональном уровне. Второй момент – отсутствие целенаправленной господдержки, особенно малых и средних предприятий. Если сравнивать уровень поддержки, который происходит в Китайской Народной Республике и уровень господдержки нашей, то мы значительно проигрываем Китаю. Там не только оплачиваются квадратные метры для участия китайских экспонентов за рубежом, и, в том числе, и в национальных выставках, но и даже до проезда и других затрат. Госсоветом КНР была принята даже специальная доктрина поддержки выставочной деятельности.

Вы знаете, что у нас в 2014 году тоже была принята концепция выставочно-ярмарочной деятельности. Появилась новая структура, такая как РЭЦ. Мы активно с ним работаем и он помогает многим нашим предприятиям выходить на рынки других стран.

Сейчас проходит выставка «МЕДИКА» в Дюссельдорфе, где есть наша экспозиция, мы её делали совместно с РЭЦ. В Абу-Даби выставку нефтегазового сектора АДИПЭК тоже мы организовывали.

Но этого - мало. Мы выступаем за то, чтобы был принят закон о выставочно-ярмарочной деятельности. Надо юридически обозначить, что есть такая отрасль народного хозяйства. А проблем у нас много: это и подготовка кадров, это и финансирование и господдержка из бюджета. Ведь если появится закон, может появиться и строка в бюджете для поддержки выставок.

При этом мы не говорим о поддержке нам, выставочным операторам и выставочным площадкам. Нужно поддерживать предпринимателей, создавать для них условия финансовые, экономические, чтобы они могли участвовать в выставках, чтобы они могли показывать продукцию. Чтобы больше экспортировать не углеводороды, а высокотехнологичную продукцию. Но если не будет выставок, это будет трудно сделать, потому что выставки – это инструмент прямого маркетинга.

Недавно прошёл 84 Конгресс выставочной индустрии в Йоханнесбурге, и там был такой тренд – глобальная цифровизация всего, и разговаривали о том, что могут появляться сейчас виртуальные выставки всего. Я могу сказать, что 75% выступают за реальные выставки, потому что реальные выставки – это средство коммуникации, это средство общения, это средство налаживания прямых контактов. Если говорить о нас, об "ЭКСПОЦЕНТРАХ", то мы как раз создаём такую структуру. У нас есть и центр закупки сетей, который работает на выставке «ПродЭКСПО». Собираются сети – сетевые магазины – они ищут контакты, тем более в условиях различных ответных мер, связанных с продуктами питания. Многие сетевики ищут теперь наших производителей. Как бы так сказать: всё, что Бог не делает - всё к лучшему! У нас увеличилось количество российских экспонентов, которые производят продукцию и пытаются её продвигать на национальном и международном рынках.

Вы привели в пример Китай, который поддерживает своих производителей. В России какую поддержку сейчас может получить предприниматель, желающий участвовать в выставке?

Вы знаете, есть механизм поддержки как на федеральном уровне – я говорил о РЭЦ, есть механизм поддержки и на региональном уровне. Это субсидирование участия в выставках, и во многих бюджетах это заложено. Нужно, мне кажется, в первую очередь, упростить механизм получения этих субсидий, потому что иногда это бывает сложно, и предприниматели даже боятся этого – обрасти этими бумагами, другими процедурами. Но, я могу сказать, что многие этим пользуются и это видно на наших выставках. Особенно, когда выставки организуются под эгидой торгово-промышленных палат.

Ну что ж, давайте подведём итог таким вопросом: какие планы у "ЭКСПОЦЕНТРА" на ближайшие годы?

Не буду говорить конкретно, это коммерческая тайна, мы работаем над рядом новых, интересных проектов, которые хотим запустить в 2019 году. Если коротко, то собираемся заниматься созданием цифровых сервисов. У нас уже есть и онлайн регистрация, и получение билета. Мы сейчас хотим усовершенствовать работу личного кабинета для экспонентов, хотим сделать личный кабинет для экспонента. У нас сейчас тренд сделать как можно более комфортным участие в наших выставках, и, естественно, развитие новых выставочных проектов. Ну вы знаете, ведём уже такой проект четыре года, как «Экспоцентр - за выставки без контрафакта». Больше никто такого проекта в стране не ведёт. Есть во Франкфурте, мы занимаемся, в Китае, мне кажется, тоже есть. Этот фактор связан с защитой интеллектуальной собственности и будет трендом развития выставочной программы. Потому что без защиты интеллектуальной собственности, без борьбы с контрафактом будет трудно двигаться вперёд.

Когда мы начинали этот проект в 13 году, было очень много обращений. Сейчас - меньше. Это говорит о том, что предприниматели стали более серьёзно относиться к вопросам интеллектуальной собственности. Но мы же не только консультируем, но еще выдаём соответствующие документы – свидетельства о факте демонстрирования либо продукции, либо – товарного знака. И это тоже является «охранной грамотой» потом, при последующей регистрации. Первое участие в выставке. Если кто-то одновременно подаёт на регистрацию товарного знака, то документы, которые выдаём мы, могут являться доказательством, что этот товарный знак демонстрировался и имеет какой-то приоритет. Это называется «выставочный приоритет».

Подпишитесь