Posted 30 ноября 2017,, 14:05
Published 30 ноября 2017,, 14:05
Modified 7 марта, 17:02
Updated 7 марта, 17:02
Сам Леонид Парфенов так прокомментировал это сообщение: «Я первый раз об этом слышу и прошу опровергнуть. Государственные грабители мне вовсе отвратительны, но и Рериха я не люблю тоже. Я ни на какой стороне». Оказалось, что в общественный оборот запущена очередная информационная "утка", ничего общего не имеющая с реальностью.
Что же произошло на самом деле? О каких грабителях высказался известный журналист? В поисках истины мы решили разобраться в ситуации. Оказалось, что главными персонажами являются министр культуры Владимир Мединский, его первый заместитель Владимир Аристархов и руководство Государственного музея Востока (ГМВ), чьи действия в отношении общественного музея Рериха в Москве и наследия семьи Рерихов твердо ассоциируются в обществе с «грабежом средь бела дня». Как выяснилось, это относится к методам «культурного строительства», с помощью которых Минкультуры создает в старинной московской усадьбе Лопухиных тот самый филиал музея Востока – государственный музей великого русского художника Николая Рериха.
Напомним, в апреле нынешнего года усадьба, в которой более четверти века действовал общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), была силовым способом захвачена сотрудниками охранного предприятия Государственного музея Востока при поддержке руководства Министерства культуры РФ. Таким способом в руках Государственного музея Востока оказалось крупнейшее в мире собрание картин Рерихов и архив этой семьи мирового значения общей стоимостью почти в миллиард долларов, впрочем, как и все остальное имущество МЦР, его территория и здания общественного Музея имени Н.К. Рериха, восстановленные общественной организацией из руин на народные средства без копейки от государства.
Весь штат Центра Рерихов, а это более 100 музейщиков и научных сотрудников, в миг оказался за воротами, оставшись не только без работы и средств к существованию, но и без личных вещей, которые им до сих пор не отдают. В правовом государстве подобный способ приобретения имущества без вступившего в силу решения суда называется рейдерским захватом с соответствующими уголовными последствиями. Но ведомство министра культуры Мединского на своем официальном сайте объяснило действия руководства Музея Востока исключительно заботой о культурном наследии страны, заявив, что: «Государственным музеем Востока были предприняты меры по обеспечению сохранности усадьбы Лопухиных».
Правоохранительные органы с пониманием отнеслись к такому радению чиновников о культуре, поэтому на все жалобы Международного Центра Рерихов и тысяч возмущенных граждан из России и других стран приходят лаконичные ответы о том, что «нарушений закона не выявлено». Под шелест таких отписок Минкультуры и ГМВ создают в усадьбе Лопухиных новый рериховский музей.
Примечательно, что в сообщении Интерфакса цитируется ответ заместителя министра культуры В. Аристархова, касающийся еще одной застарелой проблемы – коллекции из 288 картин отца и сына Рерихов, принадлежащей Святославу Рериху – основателю общественного музея в усадьбе Лопухиных. Эти картины еще во времена СССР были переданы им на временное хранение Министерству культуры для организации передвижных выставок по стране. Позже шедевры попали на хранение в Музей Востока, откуда их собственник, Святослав Николаевич Рерих, не смог истребовать до конца своих дней. Не помогло даже личное обращение к президенту Б.Н. Ельцину. После смерти С.Н. Рериха обнаружилось, что по документам Государственного музея Востока коллекция "усохла" до 282 картин. Шесть полотен исчезли в неизвестном направлении. Многолетние попытки Международного Центра Рерихов и общественности провести сверку списков картин, составленных в ГМВ, со списками самого владельца коллекции, С.Н. Рериха, чиновниками игнорируются. Такая проверка ни разу не проводилась!
Факт пропажи картин Рерихов тщательно скрывается и замалчивается нынешним руководством Министерства культуры. Ярким подтверждением сказанному является ответ на обращение председателя СПЧ Александра Федотова к министру культуры В. Мединскому с просьбой рассмотреть вопрос о создании независимой общественной комиссии с привлечением необходимых экспертов (в т.ч., из числа членов Совета) для проверки состава, состояния и условий хранения наследия Рерихов, находящегося в Музее Востока.
Этот образец чиновничьего пренебрежения к правозащитникам и общественности подписан В. Аристарховым: «В Государственном музее искусства народов Востока созданы необходимые условия для экспонирования и хранения имеющегося собрания, что подтверждается многочисленными проверками <...> Минкультуры России считает не целесообразным создание новой комиссии». Переводя с канцелярского языка это означает, что Минкультуры не допустит, чтобы документы Святослава Рериха подвергали сомнению документацию музея Востока, в которой не достает шести картин Рерихов.
Похоже, что слова члена СПЧ Леонида Парфенова о государственных грабителях имеют под собой веские основания.
Сергей Андреев