Двадцать четвертого ноября Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Европейским союзом, и теперь одновременно входит и в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и сотрудничает с ЕС. Другими словами, сохраняет нормальные отношения и с Россией, и с Европой, хотя несколько лет такое было невозможно. На вопрос, как это удается Еревану, - отвечает на сайте Московского Центра Карнеги историк Сергей Маркедонов.
Внешнеполитические события на постсоветском пространстве сегодня принято рассматривать как выбор между Россией и Западом, как конкуренцию различных систем ценностей и даже «цивилизационное самоопределение». Но с Закавказьем это не совсем так. Армения имеет репутацию последовательной союзницы России. На ее территории размещается российская военная база, а российские пограничники вместе с армянскими несут охрану границы. Однако это не мешает Еревану участвовать в проектах под эгидой ЕС и НАТО. Армянские военнослужащие приняли участие в операциях под эгидой НАТО в Косове, Ираке и Афганистане.
Кроме того, Ереван стремится развивать сотрудничество с соседними странами – Ираном и Грузией. Это особенно важно на фоне исторически плохих отношений с Азербайджаном и Турцией. Через пронатовскую Грузию проходит примерно две трети армянского экспорта и импорта.
Любопытно, что и две другие страны Закавказья – Грузия и Азербайджан тоже пытаются диверсифицировать свои внешние связи. В ноябре 2017 года парламент Грузии ратифицировал Соглашение о свободной торговле с Китаем. В Закавказье это первый случай подписания документа такого рода с Пекином. Возобновил Тбилиси и соглашение об отмене виз для иранцев, а также открыл в Грузии посольство Белоруссии.
То же и Азербайджан. Баку продвигает себя как партнера и для России, и для отдельных стран ЕС (особенно восточноевропейских), и для Евросоюза в целом. Не подписывая рамочных соглашений с Брюсселем, Азербайджан тем не менее не порывает с Восточным партнерством. Так же Баку балансирует и между Ираном, Израилем и Палестинской национальной администрацией, выстраивая с каждым свои отношения. Израиль, к примеру, поставляет Азербайджану вооружение. Не заявляя о вступлении в НАТО, Азербайджан видит своим стратегическим партнером входящую в альянс Турцию.
Нельзя не отметить и одну из причин, по которой Армения развивает отношения не только с Россией, но и с Западом, – это российско-азербайджанское военно-техническое сотрудничество.
Внешняя политика стран Закавказья диктуются, по мнению эксперта, не столько абстрактными ценностями, сколько вполне конкретными прагматическими соображениями.
К примеру, в первом полугодии 2017 года на страны Евросоюза приходилось порядка трети армянского экспорта и около половины импорта. Также Ереван видит в ЕС важного партнера по части развития новых технологий. В то же время ни ЕС, ни НАТО не дают Армении гарантий безопасности, которые обеспечивает Россия: начиная от базы на границе с Турцией до участия в разрешении карабахского конфликта.
Принято считать, что сначала, в 2013 году Армения отказалась подписать Соглашение об ассоциации с ЕС под прямым давлением Москвы. Однако, по мнению эксперта, тут необходимо учесть важные нюансы. С одной стороны, ЕС настаивал, что Соглашение об ассоциации закроет Армении путь к евразийским интеграционным проектам. С другой же, подготовка Еревана к саммиту Восточного партнерства разворачивалась на фоне надвигавшегося украинского кризиса, а Москва еще надеялась заполучить Киев в качестве партнера по Таможенному союзу.
И именно армянская история стала тогда увертюрой украинского кризиса, сигналом, который не был проанализирован и учтен. Подход «или – или» не учитывал всей сложности ситуации на постсоветском пространстве. Для Армении отдаление от России хотя сулило экономические выгоды, но не гарантировало позиций в Карабахе и в отношениях с Турцией. Поэтому и вступила страна в Таможенный союз, а затем и в ЕАЭС, чтобы обеспечить свою безопасность.
Почему же подписание рамочного соглашения между Арменией и ЕС стало возможным сейчас? Дело в том, что документ о «всеобъемлющем и расширенном партнерстве» не предусматривает создания зоны свободной торговли. «Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении настроена критически к данному документу, считая его имитационным», – справедливо констатирует политолог Арег Галстян.
И все же подписание соглашения стало возможно благодаря отказу от выбора «или – или». Да, в нынешних реалиях российский зонтик безопасности безальтернативен для Армении, но и экономическая и внешнеполитическая диверсификация для Еревана (в том числе через контакты с ЕС) важны. Благодаря соглашению с Брюсселем Ереван может стать дополнительной площадкой для диалога между Россией и ЕС.
«В свое время срыв Соглашения об ассоциации Армении с ЕС стал предвестником будущей украинской бури, - резюмирует автор. - Сейчас похожий документ был подписан. Конечно, было бы наивно видеть в этом признак нормализации отношений России и ЕС на постсоветском пространстве, но символически этот факт все равно важен. Произошел отказ от жесткого принципа «или – или», сделан шаг в направлении другого подхода – «и – и». Но до полного осознания, как опасно внешнеполитическое манихейство в постсоветских обществах, сильно расколотых и только формирующихся, по-прежнему далеко, поэтому оптимистичные выводы преждевременны....»
Оригинал здесь