Любопытный прогноз сделал в своем блоге петербургский бизнес-аналитик Вадим Жартун:
«У меня есть плохие новости для любителей водить машину — вам запретят садиться за руль. И хорошие новости для тех, кому надоели пробки — они практически исчезнут. А ещё исчезнут таксисты, дальнобойщики и (самое приятное) ГАИшники.
Разумеется, произойдёт всё это далеко не сразу, но процесс запущен и его уже не остановить. Собственно, всё стало ясно уже в 1995 году, когда беспилотный автомобиль NavLab 5 автономно проехал от одного побережья США до другого.
Путь от сверхдорогой и ненадёжной диковинки до серийного автомобиля-беспилотника занял двадцать лет, и сейчас он, наконец начинает постепенно входить в нашу жизнь. С 2016 года UBER начал в тестовом режиме предлагать клиентам такси-беспилотники, а буквально на днях заказал у Volvo 24000 беспилотных кроссоверов XC90.
Это значит, что для начала работу потеряют 24000 таксистов, а затем за ними последуют и все остальные: годовая зарплата водителя — это новый беспилотник, которому не нужен сон, перерывы на обед, больничные и отпуска.
Вслед за таксистами по тем же причинам постепенно исчезнут и водители-дальнобойщики. Обычные грузоперевозчики просто не выдержат конкуренции с использующими беспилотные грузовики.
Все крупные автопроизводители сейчас заняты разработкой беспилотников, с каждым годом на дорогах их будет становиться всё больше и, в какой-то момент, они станут более распространёнными, чем привычные нам автомобили.
Это резко снизит потребность в ГАИшниках — чем больше беспилотников, тем меньше нарушений правил и аварий.
Следующий логичный шаг развития беспилотных автомобилей — научить их взаимодействовать и координировать маневры друг с другом по беспроводной связи. И это открывает совершенно новые перспективы.
Недостижимая для человека скорость реакции, точность расчётов и предсказуемость поведения обменивающихся между собой данными беспилотников позволят поддерживать в движении минимальные дистанции между машинами, максимально полно используя дорожное полотно.
Там, где управляемые людьми машины едут в три ряда, беспилотников может уместиться четыре или даже пять, при этом машины могут ехать буквально бампер к бамперу, не снижая скорости. Уже только за счёт этого можно повысить пропускную способность городских улиц в разы.
Ещё одна причина пробок — светофоры. Когда загорается зелёный свет, с места трогается первая машина. Вторая трогается с задержкой — её водителю нужно время, чтобы среагировать и двинуться вперёд, соблюдая безопасную дистанцию. Третья стартует ещё позже, и так далее. В результате десятая машина сдвигается с места, только когда светофор уже погас.
Беспилотникам ничто не мешает по сигналу светофора тронуться одновременно, с одной и той же скоростью. В результате, на зелёный свет сможет проехать больше машин.
На загруженных перекрёстках с подземными переходами можно вообще не останавливать машины — если держать постоянную скорость и достаточные интервалы, то перекрещивающиеся потоки просто пройдут один сквозь другой, как марширующие японцы на этом видео.
Кроме того, с узких улиц можно будет убрать припаркованные машины — выгрузив пассажира, беспилотник может уехать на свободную парковку или станцию для подзарядки, а затем вернуться, когда это будет необходимо.
Приятнее всего, что не нужно расширять дороги или строить сложные и дорогие развязки — беспилотники смогут снизить количество пробок без дополнительных затрат.
Правда, есть одно «но» — соблюдать минимальные дистанции, трогаться одновременно с потоком и точно удерживать заданную скорость подавляющее большинство водителей не способно. Про трюк с пересекающимися потоками я даже и не говорю — это только для каскадёров.
Следовательно, в зонах, где дорожное движение имеет смысл организовывать подобным образом (то есть в мегаполисах), использование обычных автомобилей с людьми за рулём придётся запретить.
Ручное управление будет разрешено за городом, на бездорожье и в экстренных ситуациях. Во всех остальных случаях управлять машиной вам будет категорически запрещено.
Возможно, сейчас это кажется невозможным или странным, но вспомните — ещё не так давно лифтами вручную управляли лифтёры, а сейчас мы просто нажимаем кнопку нужного нам этажа.
Рано или поздно это же произойдёт и с автомобилями...»