Условия вступления в новый союз для бывших респулик нельзя назвать справедливыми, но, с точки зрения заманчивости, они выглядят предпочтительнее российских инициатив.
Уже пятый саммит "Восточного партнерства", прошедший в бельгийской столице, оставил довольными, пожалуй, всех участников, в частности и Ангелу Меркель, и Петра Порошенко, и главу МИД Беларуси Владимира Макея.
За два с половиной года после саммита в Риге удалось достичь значительных результатов. Вступили в силу три соглашения об ассоциации - с Грузией и Молдавией в 2016 году, с Украиной - в сентябре этого года. Кроме того, в 2017 году грузины и украинцы получили возможность посещать шенгенскую зону без виз, имея только биометрические паспорта, пишет издание dw.com
В "Восточное партнерство" входят с разной степенью вовлеченности пять бывших советских республик - Украина, Беларусь, Армения, Азербайджан и Молдова.
Ключевые игроки в своих выступлениях чаще всего говорили об Украине.
Ангела Меркель особо выделила свою встречу с украинским президентом Петром Порошенко дважды - во время прибытия на саммит и после него. "Мы (с Порошенко. - Ред.) едины в том, что минский процесс очень медленно продвигается вперед, но мы его будем продолжать", - подчеркнула Меркель.
А глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении значительное внимание уделил реформам на Украине. И, хотя и указал на заметный прогресс, признал, что есть задачи, которые не были выполнены.
Столь пристальное внимание к Украине выдает неприкрытое желание Европейского союза еще сильнее втянуть в свою орбиту именно это государство. Дело ли в завете Збигнева Бзежинского (раскол России и Украины безмерно ослабит Россию) или в перспективе сельско-хозяйственного "жизненного пространства", которое , бесспорно приобретет в лице Украины немецкий фермер, но интеграция Украины и есть, наверное, конечная и главная цель программы "Восточное партнерство".
Заверения европейских политиков о том, что программа не нацелена против России, ими же самими отрицаются в течении одного часа с одной и той же трибуны.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сразу по прибытии сделала жесткое заявление: "Мы должны быть бдительны к действиям враждебных стран, таких как Россия, которая ставит под угрозу потенциальный рост "Восточного партнерства" и которая пытается разрушить нашу коллективную силу".
Хотя в итоговой декларации отсутствует упоминание о "российской агрессии", которое хотели бы увидеть там Украина и ряд других стран, это не значит, что эта программа не направлена против РФ.
Такое отсутствие не удивительно, поскольку в "Восточное партнерство" входят и Беларусь с Арменией. Но и изменение позиций этих двух стран всего лишь вопрос времени. После Украины дойдет очередь и до них, и еще на нашей памяти риторика руководителей этих стран превратится во враждебную.
Представители государств ЕС указывали на определенный прогресс в отношениях с Беларусью. Так, Ангела Меркель заявила: "Беларусь делает попытки процесса сближения - санкции как раз были сняты - и снова показала заинтересованность в хороших отношениях с ЕС".
Глава МИД Беларуси Владимир Макей отметил, что итоговая декларация "не содержит конфронтационной риторики, не направлена против третьих государств, которые тоже пристально смотрят за развитием этой инициативы". Очевидно, что Макей имел в виду Россию. Но при этом он назвал Евросоюз важным партнером Минска.
Так и происходит выстраивание новых границ и карантинной зоны между Россией и Европой под пристальными взглядами из под касок с неослабевающей взаимной подозрительностью. И конца этому противостоянию не видно.
На эту тему отдельно высказался Дональд Туск: "ЕС осуждает российскую агрессию и никогда не признает незаконную аннексию Крыма".
А никогда значит НИКОГДА.