На протяжении более полувека министр нефти Саудовской Аравии мог двигать рынки несколькими фразами о планах ОПЕК, позволяя инсайдерам зарабатывать миллионы, если не миллиарды, долларов прибыли, пишут в своей статье для Вloomberg Хавьер Блас и Елена Мазнева.
Но больше не так.
В то время как встречи ОПЕК по-прежнему влияют на цены, голос не Саудовской Аравии двигает их вверх или вниз, а голос даже не члена ОПЕК. Это голос Владимира Путина.
С тех пор, как российский пакт с Организацией стран-экспортеров нефти сдержал нефтедобычу в прошлом году, Путин стал самым влиятельным игроком группы. Как сказал один высокопоставленный чиновник ОПЕК на условиях анонимности, российский лидер теперь «определяет правила игры».
Растущее влияние Кремля в картеле дополняет его внешнюю политику, направленную на противодействие влиянию США во всем мире посредством широкого спектра экономических, дипломатических, военных и разведывательных мер. Эта стратегия, которая подкрепляется огромным богатством природных ресурсов России, похоже, работает.
«Путин теперь является энергетическим царем в мире», - сказала Хелима Крофт, бывший аналитик Центрального разведывательного управления, который руководит глобальной товарной стратегией в RBC Capital Markets LLC в Нью-Йорке
Одного только намека Путина на продление соглашения (сделанного перед визитом в Москву короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдель-Азиза аль-Сауда) стало достаточно, чтобы и ОПЕК, и другие страны-участницы начали готовить документы (а стоимость нефти подскочила). И это несмотря на то, что Эр-Рияд не уверен, будут ли другие страны (не из ОПЕК) соблюдать свои квоты.
Россия готова остаться в обозначенных рамках, чтобы поддержать цены на текущих уровнях: после соглашения 2016 года стоимость барреля уже поднялась с 45 до 63 долларов. Дальнейший рост России не выгоден: чем дороже нефть, тем сильнее рубль, а это бьет по доходности экспорта (в том числе и несырьевых товаров).
У Саудовской Аравии не осталось прежней самостоятельности в вопросе ценообразования на нефть. Сейчас экономика Саудовской Аравии расшатана, и королевство нуждается в более высоких ценах на нефть так же, как и все остальные. По некоторым сведениям, Саудовская Аравия нуждается в более высоких ценах, даже больше, чем Иран или Россия, которая планирует свой бюджет на следующий год исходя из цены 40 долларов за баррель. А внезапные аресты десятков саудовских принцев и миллиардеров, похоже, только увеличили зависимость королевства от России. От стабильности экономики напрямую зависит судьба автора реформ принца Мухаммада бин Салмана.
Тем не менее, текущие цены - и геополитические реалии - предполагают, что соглашение будет достигнуто, по словам Эдварда Чоу, сотрудника Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне и бывшего руководителя Chevron Corp.
«Это взаимовыгодно, - сказал Чоу, - саудовцам нужен крупный нефтедобывающий партнер, чтобы эффективно влиять на рынок, а России нужен влиятельный союзник на Ближнем Востоке, который поддержит возрастающие амбиции страны, для такой цели сокращение добычи-это целесообразный шаг для обоих».