Институт социальной политики НИУ ВШЭ представил ноябрьский мониторинг социально-экономического положения населения России за 2017 год. Основой послужили данные Росстата, публичные данные ВЦИОМ, а также результаты его опроса по заказу ИСП НИУ ВШЭ.
Перехода к восстановительному росту благосостояния не произошло. В сентябре 2017 года доходы население упали на 12,8 процента, по сравнению с октябрем 2014 года. Средняя заработная плата сократилась на 6,3 процента, реальные пенсии – на 6,1 процента. Структура денежных доходов характеризуется высокой долей социальных выплат и низкой долей доходов от предпринимательства и собственности.
Свое материальное положение как "плохое" или "очень плохое" оценила почти четверть (23 процента) российских семей. Это на три процентных пункта больше, чем в мае 2017 года. Доля семей, которые оценивают свое материальное состояние как "хорошее" в свою очередь снизилась на два процентных пункта, составив 15 процентов. При этом 29 процентов респондентов заявили, что могут позволить себе приобретать лишь продукты питания, а еще 8 процентов отмечают, что денег не хватает не только на одежду, но "даже на еду".
Каждая четвертая семья сообщила, что из-за финансовых трудностей в последние три месяца не смогла оплатить жилищно-коммунальные услуги, 17% не смогли купить лекарства. В сельской местности о нехватке средств на базовые продукты и товары заявили почти половина опрошенных - 44 процента. Их доля выросла на 4 процентных пункта. Резко ухудшилось положение многодетных семей (пять и более человек). Согласно данным исследования, в мае 2017 года 34 процента таких семей сообщали, что не могут позволить себе купить необходимые продукты и одежду. В сентябре 2017 года таковых оказалось уже 43 процента. Тяжело приходится пенсионерам. В этой группе доля тех, кто жалуется на финансовые затруднения, выросла за год в 1,2 раза. В сентябре 2017 года об этом заявили 38 процентов респондентов. Наиболее актуальной для незанятых пенсионеров проблемой остается приобретение лекарств - о таких трудностях сообщили 25 процентов опрошенных.