Выступление Николая Десятниченко перед Бундестагом, в котором он рассказал о том, что среди солдат вермахта были мирные люди, которые не хотели воевать, спровоцировало скандал. Свою речь Десятниченко произнёс на церемонии, посвященной Дню скорби, который отмечается в Германии в память о погибших в войнах и жертвах насилия со стороны властей. На ней российские школьники и гимназисты из немецкого Касселя рассказали о солдатах Советской армии и Вермахта, погибших во время Второй мировой войны.
The Insider опубликовал полный текст всех выступлений.
Летиция Грюневальд, Германия
Уважаемые дамы и господа! Меня зовут Летиция Грюневальд, я ученица Третьей гимназии города Касселя. Наш проект посвящен людям, которые во время Второй мировой войны различными путями из Советского Союза, их Родины, оказались в Северном Гессене, и лишь немногие из них сумели вернуться домой, а остальные пали жертвой войны. В свою очередь, ученики нашей школы-партнера в Новом Уренгое, изучили биографии немцев, погибших на войне в России, и поделились с нами тем, что им удалось узнать.
Среди людей, судьбы которых мы изучали, были мужчины и женщины разных профессий и разного социального происхождения. Среди них были молодые люди нашего возраста и отцы семейств в середине жизненного пути. С помощью этого проекта мы хотели увидеть лица этих людей, умерших здесь, вдали от своей родины, в то время как их семьи дома с волнением ждали от них вестей.
Особенно нас впечатлила работа ученицы Симоны Бергман, которая изучила полевые письма своего прадедушки, Йоханна Зайдльмана. Вскоре после того как она передала нам свою работу, она умерла в возрасте двадцати лет. Мы смогли только сообщить семье, что Йоханн Зайдльман похоронен в братской могиле в городе Познань в Польше. В начале нашего проекта мы побывали на военном кладбище в Касселе.
Со странным чувством мы смотрели на могилы стольких людей, многие из которых похоронены безымянными, на их могилах написано просто «Аноним». Через наши исследования, через погружения в их биографии, из документов, могил, воспоминаний и встреч стали проявляться люди. На родине их часто заочно осуждали и даже судили, пусть это и не нашло отражения в документах. Все они были привезены в Гессен как военнопленные, и многих заставляли заниматься принудительным трудом. Почти все они умерли, причем тысячи погибли во время бомбардировки Касселя. Те немногие, что выжили и после войны вернулись домой, до самой смерти не делились своими воспоминаниями.
С помощью нашего проекта мы хотели позаботиться о том, чтобы память об этих людях оставалась живой. Мы хотели рассказать истории их жизней, чтобы и у нас задумывались о людях, умерших на нашей земле, потому что примирение невозможно без памяти.
Николай Десятниченко, Россия
Здравствуйте. Меня зовут Десятниченко Николай, я учусь в гимназии в городе Новый Уренгой. Мне предложили участвовать в проекте, посвященном солдатам, погибшим во время Второй мировой войны. Это меня очень заинтересовало, так как я увлекаюсь с детства историей и своей страны, и Германии. Я сразу начал искать соответствующую информацию. Сначала посетил городской архив и библиотеку. Затем пытался найти истории немецких солдат в интернете и других источниках. Однако позже, в сотрудничестве с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями, я узнал и подробно изучил биографию Георга Йохана Рау. Он родился 17 января 1922 года в многодетной семье. На фронт Георг ушел в чине ефрейтора и сражался в качестве солдата ПВО в Сталинградской битве 1942–1943 годов. Георг был одним из 250 тысяч немецких солдат, которые были окружены Советской армией Сталинградском котле. После прекращения боев он попал в лагерь для военнопленных.
Только шесть тысяч из этих военнопленных вернулись домой. Георга среди них не было. Долгое время родные немецкого солдата считали его пропавшим без вести. И лишь в прошлом году семья Георга получила информацию от Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями, что солдат умер от тяжелых условий плена 17 марта 1943 года в лагере для военнопленных в Бекетовке. Возможно, он был похоронен среди 2006 солдат близ лагеря.
История Георга и работа над проектом тронули меня и подтолкнули для посещения захоронения вблизи города Копейска. Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка, участник войны, который был командиром стрелковой роты.
Воевал он недолго, так как был тяжело ранен. Отто фон Бисмарк сказал: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну». Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн. Спасибо за внимание.
Йонас Хопе, Германия
Уважаемые дамы и господа! Меня зовут Йонас Хопе и я ученик гимназии Фридриха в Касселе. Иван Андреевич Гусев. Одно имя. Это все, что у нас было, когда мы начали работу над его биографией. Без событий его жизни, без лица, он казался нам далеким и призрачным. Что за человек, что за судьба скрывались за этим именем? Мы хотели вернуть этому человеку его историю, чтобы он выступал от имени миллионов, историй которых мы не знали. Для этого мы изучили множество документов с военных кладбищ, главного кладбища Касселя и массового захоронения советских солдат в Швальмштадте.
Иван Гусев родился 7 ноября 1914 года в деревне Попово. Прежде чем Вторая мировая война вырвала его из привычной жизни, он был в своей деревне старостой. Когда началась война, он как офицер обязан был явиться в Красную Армию. В 1942-м он был ранен в руку, попал в плен и был отправлен в лагерь для военнопленных в Цигенхайне в северном Гессене. На пасху 1945-го он был освобожден. В плену он заболел туберкулезом, так что после освобождения прожил совсем недолго.
В ходе расследования мы обнаружили его дневник, в котором он описывает свой плен как царство ужаса и страданий. В 1944 году он писал: «Сегодня в Германии Сочельник. Снаружи царит темнота, повсюду войска. Передо мной проносится вся моя жизнь. И кажется, что зима, холод, голод, тоска и лишения никогда не закончатся, что во всем мире нет ни друзей, ни тепла, ни любви и не капли сочувствия».
Мы все более проникались судьбой Ивана Гусева, поскольку чем лучше мы узнавали историю его жизни, тем более необыкновенным человеком он нам казался. Он был человеком чувствительным, но был не чужд политики. Мы бы с удовольствием познакомились с ним поближе. Когда мы молоды, мы исполнены желаний, целей и надежд на будущее, на то, что всех нас ждет хорошая жизнь. Все это у Ивана Гусева отняли.
Валерия Агеева, Россия
Здравствуйте, меня зовут Агеева Валерия. Я ученица гимназии города Новый Уренгой. Несколько месяцев назад мой классный руководитель предложил мне стать участницей данного проекта, что меня сразу же заинтересовало. О судьбе моих прадедушек, сражавшихся в Великой Отечественной войне, я могла узнать от моих бабушек и дедушек или с помощью интернета. Но можно ли найти информацию о павших немецких солдатах? В сотрудничестве с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями я узнала о Юлиусе Рихарде Карле Дитрихе, павшем под Сталинградом.
Во время работы над этим проектом я посетила военный архив города Волгограда и подробно исследовала просторы интернета, где я обнаружила целый список погибших вместе с Юлиусом Дитрихом. Он родился в 1912 году в деревне Кюстринхен, земли Бранденбург, работал медбратом, но в 1942-м был мобилизован на военную службу в санитарный батальон на восточном фронте. Письма Юлиуса с фронта своей жене и детям были наполнены тоской по своим родным. Он пишет: “Каким бы серьезным ни было положение дел, я не теряю надежды скоро увидеть вас – здоровыми и веселыми”.
В представлении Юлиуса война – это абсолютная бессмыслица и тяжелое испытание для всех. «Очень надеюсь, что весь этот бред скоро закончится, и мы сможем вернуться обратно, потому что с нас уже хватит». С января 1943 года Юлиус Дитрих считался пропавшим без вести. В 2010 году внук Юлиуса получил от органа по розыску пропавших без вести известие, что унтер-офицер Юлиус Дитрих умер в марте 1943 года в госпитале, в советском плену, в Бекетовке недалеко от Сталинграда. Сегодня имя Юлиуса Дитриха выгравировано на одной из каменных плит, посвященных солдатам, пропавшим без вести в битве за Сталинград и похороненных на немецком военном кладбище Волгоград-Россошки. После того как мне предложили участвовать в этом проекте, я решила сама посетить мемориал, созданный в Краснодарском крае на средства Народного союза Германии уходу за военными захоронениями. Здесь, на лесной поляне вблизи хутора Зозулин, нашли последний приют около семи тысяч немецких солдат и офицеров.
Меня поразило, что около каменных плит, на которых высечены имена погибших, лежали фоторамки с изображением их семей, которым удалось найти своих родственников так далеко от родины. Альберт Швейцер сказал: «Солдатские могилы – лучшие проповедники мира». И действительно очень важно отдавать долг памяти жертвам войны. Ее ужасы никогда не будут забыты, и только мы в состоянии построить светлый мир будущего, в котором войне не будет места.
Ирина Кокорина, Россия
Добрый день, меня зовут Кокорина Ирина, я учусь в 10Б классе гимназии города Новый Уренгой. Когда я услышала об этом проекте, я начала искать в архивах и библиотеках информацию о немецких солдатах, погибших во Второй мировой войне. С помощью интернета я изучала деятельность объединения “Военные Мемориалы” (возможно, девочка имеет в виду все тот же народный союз Германии по уходу за военными захоронениями, который упоминает далее), посетила захоронение немецких солдат в поселке Духовщина. Позже, совместно с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями, я узнала о Юлиусе Фогте, который пошел на службу в люфтваффе и служил в России и Италии.
Незадолго до конца войны Юлиус получил отпуск и приехал домой, где провел несколько недель. Из-за конфликта с одним из местных нацистских чиновников, Юлиус абсолютно бессмысленно в последнюю секунду был снова отправлен на фронт. Попав в плен к русским солдатам, он продолжал писать письма, которые, к сожалению, не сохранились. В конце 1947 года корреспонденция перестала приходить, что в то время означало, что человек выпущен на свободу, но Юлиус не вернулся. Холодной зимой Юлиус с товарищами сидели в мастерской. Голодные, они хотели согреться глотком водки, но вместо нее в бутылке оказался метиловый спирт. Юлиус умер на следующий день от последствий отравления, в возрасте 23 лет, в лагере военнопленных Люблино, недалеко от Москвы, где и был похоронен.
Во время работы над проектом у меня возникло желание посетить немецкое захоронение в поселке Люблино. Я была опечалена увиденным, так как погибло очень много невинных людей, которые хотели жить в мире. Работа над этим проектом не оставила меня равнодушной, потому что судьба Юлиуса тесно переплетается с судьбой моего прадедушки. Он попал в 1942 году в плен, из которого ему помог сбежать немецкий полковник Ганс. После окончания войны прадедушка вернулся домой. Благодаря этому проекту я смогла детально изучить биографию многих немецких солдат, узнать об их жизни и глубоко погрузиться в то сложное военное время. Я думаю, мы должны помнить о той страшной войне, чтобы не допустить новой.
Рафаэль Вайс, Германия
Уважаемые дамы и господа! Меня зовут Рафаэль Вайс, я ученик Третьей гимназии Касселя. На главном кладбище Касселя мы обнаружили могильный камень Нади Трухановой. Она родилась 6 августа 1926 года в Кировограде в тогдашнем Советском Союзе. С июля 1942 года она была военнопленной в гессенском Лихтенау, под Касселем, принудительным работником на текстильном заводе «Карл Антон Хеншель». Какие работы выполняла в то время 15-летняя девушка, нам неизвестно. 16 августа 1944 года Надя умерла от тяжелой болезни. Ей было всего семнадцать лет.
Надя была невинной гражданской жертвой войны. Молодая девушка, которую без всякого сожаления принудили к тяжелой работе, чтобы поддерживать экономику войны. Ее судьба глубоко взволновала нас, ведь когда она умерла, ей было столько же лет, сколько нам сейчас. Сколько невероятных страданий она пережила на принудительных работах! Нам кажется совершенно необходимым помнить о Второй мировой войне и прежде всего о ее жертвах. Если бы миллионы помнили об этих жертвах, если бы не прекращали думать о страданиях людей, война очень скоро перестала бы быть способом решения конфликтов. Война только бесконечно создает новые конфликты и влечет за собой непередаваемые страдания. Только памятью можно добиться примирения и мира. Мы все в ответе за настоящее, в той же мере, как и за будущее. Мы обязаны все время следить за тем, чтобы подобные события никогда больше не повторялись. Могилы прошлых войн наставляют нас хранить наш мир, если мы не хотим потерять Европу. Эти предостережения значительны и серьезны, потому что они отражают, что в случае войны жертвами снова станем мы все и что существование человечества неприкосновенно даже за пределами смерти.