Posted 19 ноября 2017, 22:25
Published 19 ноября 2017, 22:25
Modified 7 марта, 17:09
Updated 7 марта, 17:09
Заместитель муфтия Татарстана Мансур Джалялетдин со страниц «БИЗНЕС Online» призывает оставить преподавание в школах одного из государственных языков РТ на прежнем уровне.
Я очень обеспокоен тем, что идут нападки на татарский язык. Не надо забывать, что татары — вторая по численности национальность в России, и на сегодняшний день многие татары занимают высокое положение в обществе. Но кому помешал татарский язык? И как можно запретить язык, который по конституции является государственным в республике? Я согласен, если в выпускных классах школы или институте его не преподают, но в начальных и средних классах он должен быть обязательным. Пророк Мухаммед говорил, что выученное в детстве — как высеченное на камне. Если ребёнок с детского садика, с начальных классов учит татарский язык, он его не забудет. Сколько приходится слышать от людей, что, дескать, в детстве их бабушка молитвам научила, аятам из Корана, они до сих пор помнят. Помнят то, что выучили в юном возрасте. Это сегодня, если он начнет учить Коран, ему будет тяжело.
И что получится, начиная с садика детей начнут делить на русских и татар, и в школах то же самое? До этого ведь не было — мы жили одной семьей. Упаси Бог, но все это может привести к межнациональным распрям. А у нас ведь никогда шовинизма не было, хотя в советские времена татарам могли говорить нехорошие слова — «чаплашка» и другие... Это ведь прошло, татары пережили. И на сегодняшний день, когда запрещают преподавание государственного языка, хочется еще раз спросить: кому это мешает? Нужно оставить все как было, это никакого вреда никому не приносило. Высокообразованный человек должен изучать язык той местности, на которой живет. В Татарстане — татарский, в Казахстане — казахский, на Украине украинский и так далее Хотя бы минимальные знания должен иметь.
Тут еще вот какой момент, я сейчас свое личное мнение высказываю. Общаясь со многими религиозными деятелями, часто слышу от них, что идут нападки на Татарстан. И дело не только в языке. У нас экономически успешная республика — это автомобилестроение, химия, кораблестроение, нефть. Татарстан является донором, успешно развивается, и это, очевидно, кому-то не нравится. Так что практически речь идет об ущемлении целой нации. Но мы столетиями дружно жили. Помню, когда происходили события в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, в других конфликтных точках, нам, религиозным деятелям, часто задавали вопрос: «Скажите, пожалуйста, как вам удается мирно жить в Татарстане, почему вы не деретесь?» Этот вопрос очень странно звучал для нас тогда. Зачем на ровном месте надо сейчас мутить?
Я боюсь, что сейчас будут открываться частные школы, где каждая нация будет изучать свой язык. То с платками вопрос был — мы его решили. Сейчас — татарский язык. Все это касается и духовенства: Коран признали экстремистской литературой — слава Богу, суд отменил это. Сейчас откроют частные школы, и будут делить на русских и татар... Россия — наша родина, и мы ее любим. Но лидерство в ней Татарстана кому-то мешает. Начались нападки с банков, потом по названию должности президента, мы, слава Аллаху, его отстояли, далее не продлили договор между Татарстаном и Россией. Еще такой пример — голосование по новым рублевым купюрам. Ну каким образом там Крым выиграл, Казань ведь лидировала! В общем, это ущемление и наезды на Татарстан ни к чему хорошему не приведут.
Я учился в Бухаре, и сейчас большинство выпускников Бухарского медресе занимают важные посты — кто-то муфтий, кто-то казый. Мы до сих пор поддерживаем отношения. Даже кавказцы говорят: «Если примете какое-то обращение, мы его поддержим, если надо, то и под письмом Владимиру Путину подпишемся». Только что мне позвонил муфтий Мордовии Фагим Шафиев и сказал буквально следующее: «Мы не только поддерживаем, но и размещаем на своих сайтах все ваши сообщения, касающиеся татарского языка».
К слову, о нашей главной теме. Когда мы приехали в Бухару, то цель была такая — обучиться религии. Когда ехали, думали, что нам будут объяснять на понятном всем русском языке. Так нет, там все преподаватели — кто узбек, кто таджик. В самой Бухаре узбекско-таджикский говор. Хоть город и относится к Узбекистану, основное население там — таджики. Соответственно, общение происходит как у нас среди городских татар — на смеси русско-татарского языка. В начале нам пришлось тот узбекско-таджикский язык выучить. Потом, когда я поехал в Турцию на обучение, пришлось учить турецкий язык, потому что преподаватели турки. Другие ребята, в какую бы страну ни поехали на учебу, учат тот язык. В этом ничего нет плохого. Мы не говорили: «Зачем мне узбекский или турецкий, они мне не пригодятся в дальнейшей жизни!» Пригодились. Владыка Феофан на семи языках объясняется, и горд этим. Чем больше языков знаешь, тем лучше. А тут говорят, что татарский не нужен. Есть он в программе, так учи его. Никогда у тебя больше такой возможности не будет. То, что я знаю узбекский, турецкий, арабский, русский, татарский — это только в плюс. Куда бы ни поехал — везде могу объясниться.
У нас 1,5 тысячи приходов в республике, и тот приказ, который издал муфтий РТ об обязательном проведении проповедей на татарском языке, тоже вызвал большой резонанс. Но со временем все улеглось, все поняли, что это действительно нужно. Сейчас мы обращаемся к мусульманским лидерам нашей России: а как они смотрят на этот вопрос? И все единогласно говорят, что татарский язык необходимо сохранить в нашей республике.
Не секрет, что многие люди для изучения английского языка отправляют своих детей в Англию, США, для изучения французского — во Францию, итальянского — в Италию. Знаете, что я услышал от религиозных деятелей? Оказывается, они отправляют своих детей для изучения татарского языка в Казань, в татарскую школу. Не только из России, но со всего мира!
Отправляют детей в татарскую деревню, чтобы их ребёнок знал язык матери. Уже взрослых ребят отправляют в татарстанские медресе — тоже для того, чтобы изучали татарский язык, традицию и культуру своего народа. Было время, когда родители приходили к нам в мечети и говорили: «Наши дети забывают свой язык, учите их». И сегодня, когда идут нападки на татарский язык, мы не можем оставаться в стороне.
Когда-то татарский язык спас религию, сейчас ислам старается сохранить татарский язык. Часто бывает, что нам говорят, вот, дескать, вы — татарские имамы — сами по-русски разговариваете. Хвала Аллаху, мы не только на русском, на арабском тоже говорим, если надо. С арабами — по-арабски, с англичанами — по-английски, с русскими — по-русски. Если в Казани в обществе десяти татар один русский, все переходят на русский язык, потому что неприятно будет одному человеку. Мы не говорим: «Пусть как хочет, так понимает...»
И все-таки не могу отойти от мысли, что наезд на татарский язык — это громоотвод от каких-то насущных проблем. Что, больше нечем заняться такому мощному государству, если его волнует только татарский язык? У нас все вопросы решены с дорогами, экономикой, пенсиями, коррупцией?
Сейчас учителя татарского языка живут в тревожном ожидании сокращения. Вот-вот их могут уволить с работы. Ну как это так? Всегда у нас существовал дефицит преподавателей, это и так низкооплачиваемая должность. Может, идет выполнение какой-то программы на уничтожение образования в России? Сообщалось, что учителей татарского будут перепрофилировать на преподавателей истории, географии, но для этого ведь пять лет нужно учиться! Как за несколько месяцев можно это сделать? Я не понимаю. И как можно в середине учебного года менять все программы. Давайте остановим политику разделения людей на русских и татар! Все мы творения Всевышнего.