Крайне любопытную историческую гипотезу приводит «Красный Сион»:
«Американский экономический социолог Ричард Лахман называет время и событие, которое развело исторический путь Западной и Восточной Европы - эпидемию чумы, прошедшуюся по континенту в середине XIV века. В разных частях Европы от неё вымерло от 25 до 50% населения.
Опустошение территорий в Западной Европе привело к тому, что сеньоры ослабили или вовсе отменили крепостничество: крестьян оставалось мало, каждый человек был наперечёт, и экономически оправданно было сделать людей свободными. Это привело к тому, что за полтора столетия, к началу XVI века урожайность в Европе выросла в 2 раза, приплод скота и молочная продуктивность - на треть. Свободные или полусвободные крестьяне вызвали рост городов. Освобождение труда было предпосылкой возникновения капитализма.
В Восточной же Европе эпидемия чумы вынудила феодалов пойти на прямо противоположный шаг: крестьян там оставалось так же мало, и их предпочли сильнее закрепостить, чтобы удержать на земле. Это происходило не только на территории будущей России, но и в Польше, на Балканах, в Венгрии, в осколках Византийской империи. Закрепощение привело к усилению экстенсивности труда: если в Западной Европе, как мы показали выше, росли все показатели производительности труда в сельском хозяйстве, то на Востоке континента урожайность к начале XVI века упала на 30%. Все крупные государства того времени были вынуждены расширяться, чтоб увеличивать сборы зерна (т.е. увеличивать пашню). Польша и Литва шли на восток и юг (территория нынешней Украины), Россия - на Восток, к Волге. Беглые крепостные крестьяне образовывали казачьи республики или шли за свободой на Урал и в Западную Сибирь. Балканы не выдержали экономического спада и попали под власть Османов.
Так эпидемия чумы в середине XIV века на столетия определила историческую колею для двух частей Европы...»