Posted 17 ноября 2017, 14:37

Published 17 ноября 2017, 14:37

Modified 7 марта, 17:10

Updated 7 марта, 17:10

50 оттенков обмана. Как в Москве продолжают уплотнительную застройку

17 ноября 2017, 14:37
Жители нескольких домов по улице Кравченко в Москве протестуют против развернувшегося строительства многоэтажного дома на месте детской спортивной площадки. Ситуация не новая – захват социальных объектов под застройку стал обычным делом в столице. Новое здесь - система вранья, выстроенная под самые "благие" цели.

История конфликта такова. В начале шестидесятых годов прошлого века, при строительстве двух пятиэтажных и четырех девятиэтажных дома по улице Кравченко архитекторы запланировали одну на всех детскую спортивную площадку. Она просуществовала больше полувека, уже третье поколение жителей проводят здесь свой досуг, отдыхают, гуляют с детьми и занимаются спортом. Единственный спортивный двор микрорайона посещают и студенты двух расположенных неподалеку общежитий.

В 2000-х годах, еще при мэре Лужкове, началась реконструкция квартала. В те же годы (в 2004 –м) возник жилищно-строительный кооператив (ЖСК) «Учительский дом». Пять человек организовали ЖСК и заключили с московским правительством инвестиционный контракт, по которому им был обещан участок под строительство рядом с предполагаемыми пустырями (на месте сносимых домов) по адресу: ул. Кравченко, вл. 16. Снос не состоялся, планы правительства на судьбу пятиэтажных домов всё время менялись. Периодически расторгались и договоры на строительство этого «учительского» дома. В 2015 году все договоры, на основании которых ЖСК был выделен земельный участок, правительство Москвы расторгло, суды подтвердили правомерность этих действий.

Дальнейшее окружено тайной и секретностью. Ушедший в небытие учительский ЖСК, одиннадцать лет не проявлявший никакой активности, не заимевший за это время ни адреса, ни сайта, ни списка пайщиков, снова возник и заявил претензии на участок, на котором расположены площадки общего пользования. Заметим, кадастровая стоимость участка к этому моменту оценивалась почти в 258 миллионов рублей.

3 марта 2017 года Градостроительно-земельная комиссии Москвы рассмотрели вопрос о предоставлении земельного участка площадью 0,37 га для строительства ЖСК «Учительский дом» с подземным гаражом и физкультурно-оздоровительным комплексом. Проект из одного единственного дома на 75 квартир признали «инвестиционно масштабным», что позволило передать его интересантам без торгов. То есть перед конкурентами, которые могли бы побороться за лакомый учсток на юго-западе Москвы, в нарушение федерального закона о конкуренции поставили шлагбаум.

Известие о том, что их спортплощадку отдают под строительство «Учительского дома» вызвало шок в Ломоносовском районе. Практически сразу начались петиции, митинги и сходы граждан в защиту своей дворовой территории. На встречу с жителями Ломоносовского рйона в мае отважился только префект ЮЗАО Олег Волков. Он публично пообещал, что спортивная детская площадка по ул. Кравченко, 16 будет сохранена:

«Нет там никакого строительства и никогда не будет. Отвечаю на ваш вопрос исчерпывающим образом: вот здесь, на этой панораме, есть эта спортивная площадка, она будет стоять всегда. Какой вам нужен ещё ответ на ваш вопрос? Это чистый воды миф, который вызван тем, что когда-то у отдельной группы граждан были планы рассмотреть возможность строительства там учительского дома. Эти планы давно не существуют, нет никаких прав на землю. Есть спортивная площадка, которая будет сохранена, на которую никто не посягает и никто не располагает никакими правами».

Непонятно, то ли чиновник был не в курсе, то ли специально скрыл, что уже был заключен договор аренды земельного участка для строительства «учительского» дома ( № И-06-001248 oт 01.03.2017), выдана разрешительная документация, позволяющая начать строительство на спортплощадке хоть завтра. Но люди поверили префекту и ушли успокоенными.

16 сентября 2017 г. спортивная детская площадка по ул. Кравченко, 16 была уничтожена. ЖСК «Учительский дом» буквально за ночь обнёс земельный участок забором и начал завозить технику. Все это показалось крайне подозрительным: если всё законно, то почему ночью? Почему не показывают документы и нет даже обыкновенного щита с информацией что за «учителя» здесь распоряжаются?

Люди пытались хоть что-то выяснить сами. Председатель правления ЖСК «Учительский дом» Валентина Зотова оказалась для них непростым переговорщиком. «Мы ей про то, что попытка улучшить жилищные условия педагогов за счёт разрушения детской площадки нарушает наши права на среду обитания, она нам – «строительство ведётся по закону», - рассказывает активистка Татьяна Лозовская. – Мы просим список пайщиков - убедиться, что дом действительно для учителей, а не на продажу, она нам все ту же мантру – «есть постановление властей, строительство ведётся по закону». Почему из простого списка надо делать тайну?»

Лидер Московскго «Яблока» Сергей Митрохин, который с первого дня в зоне конфликта, также сомневается, что в составе ЖСК есть учителя.

- Почему никто не слышал про этих несчастных учителей раньше? Если люди реальные и собираются поселиться в этом доме, покажите их нам! Но что-то никто ничего не отвечает. Название «Учительский дом» – такое же мошенническое, как и те способы, при помощи которых получены документы на строительство. Здесь происходит что-то нечистое. Нет ни одного аргумента, который позволил бы нам согласиться с этим. Надо сопротивляться. Останавливать эти бульдозеры, этих застройщиков, этих псевдоучителей.

Валентине Зотовой не по душе такие высказывания. Сама она к слову, тоже имеет претензии к московским чиновникам, но не за то, что напортачили и спровоцировали конфликт жителей с застройщиками, а за то, что они «своевременно не отреагировали на инициативу президента, и в Москве не удалось реализовать образцовый проект «Учительского дома». Но сейчас у них, вроде, все в ажуре: документы есть, спортплощадка расчищена под стройплощадку, года через два дом будет готов.

- Если бы они не безобразничали, не портили заборы и не распространяли в интернете всякую ерунду про «Учительский дом», мы бы строили быстрее, и всем было бы лучше, - говорит она и поименно перечисляет с десяток политиков и СМИ, которые все «роют и роют, докапываются и докапываются» до её многострадального дома. Несмотря на этот «беспредел», вера в справедливость осталась прежней: - Невозможно поверить, что группа политиканов, преследуя свои частные корыстные интересы, действуя противозаконными методами, может оказаться сильнее законов, официальных документов и здравого смысла. Вот вы – обращается она непосредственно к корреспонденту «НИ» - с какой целью интересуетесь насчёт детской площадки? Будете писать, что она нами захвачена и всё такое? Пишите правду: этот участок никогда не принадлежал жителям. Они его самовольно прирезали при советской власти, когда район строился. Когда страна перешла в капиталистический строй, жители могли оформить землю как положено, но не сделали этого. Им и не нужно было: в 2001 году они согласились на реконструкцию квартала и собирались уезжать отсюда, сейчас реновация, многие тоже хотели бы уехать, но их не сносят. Люди злятся, цепляются к нам… Бесполезно. У нас правовой статус на эту землю, а у них что? Только зависть.

Интересное, надо сказать объяснение, каким образом вне закона оказалась детская площадка, существующая с 1960 года и по факту считавшаяся неделимым и неотчуждаемым коллективным имуществом. Город полвека выделял деньги на установку горок и спортивных конструкций, проводил здесь монтаж и работы по благоустройству, жители тоже вкладывали свои средства, сажали деревья. Попытка жителей в 2014 году оформить территорию в собственность не увенчалась успехом – процедура показалась долгой, запутанной и формальной. Посчитали, что раз площадка все равно принадлежит им, то никуда она и не денется. Увы. К тому времени у мэрии Москвы уже была своя система отжимать землю через проекты межевания. Схема проста - сделать перемежевание территории и максимально вырезать большие куски из квартала под категорию "общегородская собственность". В итоге множество домов в Москве лишились части своей территории, линия двора проходит уже чуть не по отмостке жилых зданий. После принятия новых Правил землепользования и застройки, после "актуализации Генплана" с придомовыми территориями вообще не церемонятся. Строить можно везде, можно изымать территории спортивных площадок, гаражных кооперативов и озелененных территорий, лишь бы иметь на руках заветные разрешения мэрии Москвы. Похоже, именно из-за передела придомовых территорий жители домов по улице Кравченко и лишаются спортивной площадки. Так сказать, пожинают плоды межевания с постепенным прозрением, что посадить на освободившееся место новостройку для властей - как делать нечего. Пусть стройка хоть сто раз противоречит постановлению №714 от 2007 года, которое никто не отменял - теперь у мэрии свои правила.

- У нас по этим новым правилам еще и 100 деревьев вырубили – помешали стройке, а их еще мой дед сажал, - обреченно говорит Анна, чья семья никак не может смириться с нахальным захватом двора. – Жизненного пространства совсем не осталось – «учительская» техника всюду, автомобили вытесняют, ребёнка вывести некуда. Нас реально выживают. Мордобой и драки стали в порядке вещей… И это на улице, которая всю жизнь считалась самой мирной и спокойной.

Конфликт между застройщиком и жителями из стадии взаимного недовольства действительно уже перешёл к открытому противостоянию. Первое столкновение произошло в ночь с 7 на 8 ноября. Строители под покровом темноты пытались провезти сваебойную машину через придомовую территорию, со стороны двора. Перепалка началась, когда рабочие, несмотря на протесты вышедших на шум жителей, стали вручную выталкивать со стоянки автомобили. Застройщик, видимо, готовился к столкновению заранее - охрана стройки была усилена молодыми людьми кавказской внешности. По словам жителей, именно эти люди, на глазах у полиции ОМВД Ломоносовский, избивали и отталкивали тех, кто пытался помешать проезду строительной техники. После столкновения несколько местных жителей с ушибами и кровоподтеками обратились в травмпункт. А вот куда обращаться, когда плакаты с требованием остановить незаконную стройку, срывают с балконов, непонятно. Стражи порядка над этим только посмеиваются.

В субботу, 11 ноября, состоялся народный сход против бездействия полиции. Дело закончилось новой потасовкой с агрессивной группой молодежи, подъехавшей «защищать нужды учителей». «Они били наших жителей, толкали, оттаскивали тех, кто пытался противодействовать незаконным работам и разгрузке оборудования с помощью крана прямо над нашими головами. При сотрудниках полиции одному из наших людей прижали ногу калиткой и минут пять не отпускали.. В итоге человеку раздробили ступню: Все это записано на видео. Один из «активистов» был главным, он показывал, что им делать, кого бить. Позже он убежал на территорию стройки, и видимо, скрылся через забор. Удалось задержать 7 человек, в том числе несовершеннолетних, которые приехали на машине без прав", — рассказала «НИ» очевидец этих событий Татьяна Лозовская.

В столкновении пострадали несколько митингующих. Молодчики, задержанные полицией, оказались учащимися серпуховского техникума, нанятые «наводить порядок» за скромную денежку.

Стройка как ни в чём ни бывало продолжается, стройматериалы и технику застройщик по-прежнему пытается завозить по ночам. В ответ жители домов установили дежурства, в ночные рейды ежедневно выходя по 3-5 человек. В случае обострения обстановки выбегают целыми подъездами.

- Нас много и мы не дремлем, - сообщила «НИ» последние новости Татьяна Лозовская. – Сегодня собралось все руководство стройки, объявилась и председатель ЖСК «Учительский дом» Валентина Зотова, требовала освободить двор – они не могут ввезти грузы. Растаскивать наши машины для проезда их техники мы не даём. Зотова вызвала на подмогу ГИБДД. Но инспектор сказал, что нет оснований вмешиваться. Жители её обступили и потребовали ответа и за кавказцев, и за нанятых малолеток, тогда она стала выбивать камеры из рук, угрожать. Мы написали заявление в полицию…»

Какое по счёту, уже трудно сказать. Есть коллективные и личные обращения в Генпрокуратуру, следственный комитет, администрцию президента, в Госдуму, в мэрию и в десяток других инстанций, которые, по мнению жителей должны разобраться и защитить захваченную территорию. Ровно по тем же адресам пишут и члены кооператива «Учительский дом», требуя разобраться с жителями, мешающими осуществить «президентский проект». Тем и другим приходят отписки. Реально заниматься запутанной историей, от которой за версту тянет коррупцией и злоупотреблениями, инстанции, как водится, желанием не горят.

Но расследование идет. Сами жители накопали немало интересного, всего лишь изучив информационный щит на «учительской стройке» и хорошенько проштудировав документы, выложенные в интернете.

Самым дотошным оказался 24-летний гражданский активист Иван Климов...

- Всё со щита и началось, – рассказал он «Новым Известиям». – Изучил его строчка за строчкой, фамилия за фамилией – и возникли сомнения, что строительство дома на улице Кравченко ведётся учителями. Внимание привлекло название организации, спроектировавшей дом, - ООО «Проектное бюро «Город», г.Оренбург, ул. Комсомольская, 50. Поиск в интернете вывел на бывшего председателя комитета по собственности, природопользованию и строительству заксобрания Оренбургской области — Александра Петровича Соляника, который от лица «Единой России» когда-то курировал работу по реализации региональных проектов «Учительский дом» и «Ипотека для молодых преподавателей». Сообщение об этом нашлось на портале «Новости Оренбурга» за 4 октября 2011 года. Не составило труда установить сферу интересов экс-председателя и принадлежащих ему коммерческих фирм. Проследилась прямая связь Соляника с проектным бюро «Город», которая и проектировала московский «Учительский дом». Так я нашёл главного бенефицианта стройки, имя которого почему-то тщательно скрывалось от нас.

Потом Иван прицепился к ещё одной строчке на щите - «технический заказчик строительства ООО УПСК «Жилстрой центр». Эта контора зарегистрирована в Москве, а управляет ею человек, чья фамилия тоже Соляник, а отчество – от имени оренбургского экс-депутата. Если совпадение, то случайное, если сын – то весь в папу, его компания тоже реализует строительные проекты – например, ЖК «Замитино», ЖК «Допушкино», а теперь ещё и учительский кооператив.

- Возможно, мои выводы неправильные, и нет ничего такого в том, что оренбургские строители пытаются прорваться на московский строительный рынок. Но почему по зелёной дорожке, под крышей «Учительского дома» и за счёт бесплатной земли? Мне это показалось подозрительным. Так же как и признание стройки «масштабным инвестиционным проектом». Это ведь тоже сделано специально, чтобы отсечь конкурентов. Стал тянуть за эту ниточку, и вот что вытянул. До признания проекта «масштабным инвестиционным» или хотя бы для правдоподобного оправдания этого названия, понадобился реестр учителей-пайщиков. Москоминвест должен удостовериться, на самом ли деле учителя присутствуют в проекте. Реестра у ЖСК не было, в спешном порядке помогал его готовить профсоюз работников народного образования и науки ЮЗАО. Весь список проверить не успел, учителя и сами могут узнать, кого из них туда записали, а я среди пайщиков углядел генерального директора ООО «Замитино» Владимира Гузеева – партнера Соляников по строительному бизнесу и частого гостя на учительской стройплощадке. Опять скажете, что это грех? Но по такой «схеме» можно признавать многие проекты — масштабно инвестиционными и выделять земельные участки под конкретные лица и организации.

Иван обратился в Антимонопольный комитет и надеется, что на основании серьезных нарушений антимонопольного законодательства участок изымут у застройщика.

Воодушевленные жители, вооружившись интернетом, установили и другие подставы, устроенные чиновниками, которые ударили не только по жителям, но и по их любимому «Учительскому дому». Например, согласно официальным документам, в апреле 2017 года на месте нынешней стройплощадки проводились геологические изыскания, взяты пробы грунта на глубине до 30 метров. Жители опровергают это утверждение: в апреле на этом месте еще была детская площадка и никаких геологических работ не проводилось. По их мнению, экспертиза грунтов нуждается в первоочередной проверке на подлинность, т.к. стройка с липовыми изысканиями может угрожать уже существующим жилым домам. Есть подозрения, что и экспертиза поддельная – бумажку просто подсунули, чтобы получить разрешительные документы.

- Если суммировать все нарушения застройщика и его покровителей, получится внушительный список, - говорит Иван Климов. – Как ни жалко учителей, но у них нет никаких оснований для строительства дома. Людей в очередной раз просто обманули, прикрылись их учительским званием, чтобы захватить землю и опробовать схему новых точечных застроек в районе. «Учительский дом» на Кравченко - это только начало. По моим данным, в ЮЗАО планируется строительство ещё нескольких домов. Не верите? А зачем оренбурские застройщики заказывали топографическую съёмку нескольких гектаров земли, а не только небольшого участка в 0,3 га на детской площадке?

Этого бы Ваню да ревизором в мэрию! Но ведь не возьмут – он же все ходы наперёд просчитывает. А там таких умельцев и без него предостаточно.

Подпишитесь