Министр культуры Владимир Мединский дал большое интервью РИА «Новости». Это тот случай, когда важно само появление министра в СМИ со столь высоким государственным статусом после череды скандалов, связанных как с его диссертацией, так и очевидными репрессиями против театров. Тем паче, что брал интервью сам гендиректор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, что соответствует президентскому формату, интервью главы государства, а не ведомства.
Но и содержание представляет некоторый интерес. От преследований театров министр открещивается, но сообщает, что его ведомство дало положительную характеристику Софье Апфельбаум. Впрочем, искусство интервью в том, чтобы уже вопросом все определить, а вопрос прозвучал так: «Сейчас вокруг театров много шумихи, Генпрокуратура выписала представления по поводу нарушений в трех театрах из-за конфликта интересов, когда худруки заключают договоры сами с собой…». И попробуй возрази, скажи что-нибудь о презумпции невиновности – в ответ услышишь: вы что, органам не доверяете?
Органам, конечно, министр доверяет и против властей не бунтует. Он четко и внятно говорит о победе российского кино над Голливудом. Аргумент железный:
«Судить надо по результату— а результат, который мы видим сегодня, очевиден. По сравнению с 2011 годом, доля нашего кино растет каждый год, число зрителей растет каждый год, причем денег мы тратим столько же, сколько тратили в 2011-м. В рублях, то есть в долларах или в евро (по новому курсу), это вдвое меньше. Значит, работа идет эффективно.»
И спорить не с чем, потому что понять министерскую логику невозможно. Как и узнать конкретные показатели «доли нашего кино» и числа зрителей. Ведомство этой информацией, судя по всему, не располагает.
Да и к чему это – знать реальное положение дел. Планы огромны, особенно по организации финпотока на реставрацию объектов культуры в Крыму. РИА «Новости», желая показать, какие вложения нужны в это дело, публикует обычную фотографию Херсонеса с подписью: «Руины на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе». Вот мол, какую красоту бандеровцы порушили. Хотя обыграть можно было с иным политическим акцентом: руины там с 1399 года, когда город окончательно был разорен крымскотатарским ханом Едигеем. А так это напоминает известную реплику Шурика из «Кавказской пленницы» про разрушенную часовню.
А теперь о том, чего не было в интервью. И не могло быть.
Владимир Мединский мельком упомянул Петербургский культурный форум, открывающийся сегодня. Вчера в сети появились документы, свидетельствующие о «черных списках», составленных Министерством культуры. Там перечислены деятели театра, которые должны быть изолированы – да-да, это так называется – от культурного процесса в России и в мире. И содержатся объяснения, почему так должно быть. Сообщение об этом можно прочесть не каких-то левых и желтых ресурсах, в ведущем культурологическом издании.
В «чёрном списке», подписанном первым заместителем министра Владимиром Аристарховым, в частности, лидеры русского театра разных поколений – Лев Додин, Андрей Могучий, Кирилл Серебренников, Анатолий Васильев, Роман Должанский, Дмитрий Крымов (общий список гораздо больше). Каждому из них дана уничтожающая эстетическая и политическая оценка. Еще раз «да-да» – политическая.
Нет, это не поношение министра Мединского. Напротив, это поздравление с тем доверием, которое ему оказано. Это констатация того, что его ведомству поручена чистка русского театра и создание новой театральной среды. Появление интервью министра в такое время, в таком месте, в таком формате, на фоне таких – особо и не скрываемых – действий министерства свидетельствует об одном – жаловаться некому. Мединский пришёл исполнить высшую волю.