Весь прошедший день шло препирательство между Алексеем Кудриным и Ольгой Голодец по поводу пенсий. Хватит ли в ближайшем будущем денег на их выплату?
Алексей Кудрин хоть и отставник, но ведёт себя так, будто в любую минуту готов вернуться на службу. Понятно, что не абы кем. С поста министра финансов он ушёл, потому что не был согласен работать под началом премьер-министра Медведева, о чем прямо заявил. При этом никакого налёта оппозиционности в его деятельности нет. А вот говорить о кудринских альтернативах можно. И он весьма активен в СМИ, причём не последних. Вот и сейчас все началось с его интервью «Аргументам и фактам», которые уточнили, что Кудрин с 2016 года руководит Центром стратегических разработок, а в этом году представил президенту Путину стратегию развития России.
В интервью Алексей Кудрин вновь подтвердил свою позицию о необходимости повышения пенсионного возраста. Его спросили: неужели других ресурсов, чтобы платить старикам хотя бы нынешнюю скромную пенсию, не осталось? Ответ был таков:
Скажу прямо: да, не осталось. Смотрите, в 2016 г. государство впервые нарушило свои обязательства и не провело индексацию пенсий для всех пенсионеров. Однократная выплата в размере 5000 руб. не компенсировала то, что люди недополучили. Сейчас обсуждается ограничение выплат работающим пенсионерам. Это всё — следствие дефицита средств в Пенсионном фонде. Можно ли закрыть дыру за счёт других источников — например, повышения налогов? Нет. Сравните масштабы трат: за последние семь лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП. В нынешних ценах это примерно 2,5 трлн рублей в год — почти столько же, сколько мы тратим на всё образование в стране. Получается, чтобы платить даже нынешние пенсии, нам нужно отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог, будущее наших детей.
Все прекрасно понимают, что в таких интервью не бывает оговорок, которые возможны, например, в прямом эфире. И вопросы согласованы, и ответы завизированы. А вот комментарии и интерпретации не проконтролировать. И пошло по СМИ и соцсетям: «Алексей Кудрин сказал, что пенсии в России платить нечем». От таких утверждений до социальной паники - один шаг. Неудивительна поэтому оперативность, с которой Кудрину ответила вице-премьер Ольга Голодец:
«Эта ситуация абсолютно не соответствует действительности, все деньги в Пенсионном фонде есть. У нас заложены средства на исполнение всех обязательств.»
Надо признать: формулировка выверенностью не отличалась. Как может ситуация не соответствовать действительности, непонятно. Вице-премьер, очевидно, торопилась, что было оправдано. С аналогичным заявлением выступила пресс-служба Пенсионного фонда.
Кудрину пришлось прибегнуть к помощи твиттера: "Прошу коллег из Пенсионного фонда (@pension_fond) реагировать не на "горячие" заголовки СМИ, а непосредственно на мое интервью. Восполнение дефицита ПФР требует серьезных трат бюджета. Деньги на это есть, но их не хватает на развитие".
Признаться, эта реплика окончательно всё запутала. В интервью Кудрин прямо сказал: без повышения пенсионного возраста, государство окажется перед выбором: либо пенсии, либо инвестиции в развитие. И дефицит в ПФ уже есть, хотя Голодец настаивает на его отсутствии.
Впечатление от всего этого самое неприятное. Речь идет о судьбах миллионов людей, о социальной стратегии государства. В свободном обществе такие проблемы и обсуждаются свободно. А здесь за каждой репликой проступает внутренняя несвобода, сдавленность людей, высказывающихся на столь острые темы. Хотя всех можно понять. Ольга Голодец и руководство ПФ защищают свой статус и ведомственные интересы, а Алексей Кудрин говорит нечто очень неприятное и для чиновников, и для миллионов людей, которые вовсе не в восторге от повышения пенсионного возраста. И при этом он – что совершенно очевидно – хочет вернуться во власть, вновь обрести высокий статус. Но ведь с таким статусом открытость и ясность высказываний совершенно несовместимы.
И уж совсем непонятно, может ли что-то измениться в результате подобных перепалок.
Стоит отметить, что
В Пенсионном фонде России поспорили со словами бывшего министра финансов Алексея Кудрина о нехватке у государства денег на выплаты пенсий.
«У нас есть трехлетний бюджет, в котором все расходы на пенсии и социальные выплаты обеспечены доходами ПФР. Бюджет ПФР – это гарантия наших социальных выплат», - цитирует НСН представителей организации.