Posted 16 ноября 2017, 14:04
Published 16 ноября 2017, 14:04
Modified 7 марта, 17:10
Updated 7 марта, 17:10
Надежда Попова
Есть в этом обращении и такой вопрос: как именно теперь будут решать проблему с транспортировкой понтона с почти 2 тоннами высокообогащенного урана-235 в центре Петербурга? Многодневное молчание как Росатома, так и Ростехнадзора, становится тягостным: атомная баржа стоит в 2 км от Эрмитажа, в густонаселенном районе Санкт-Петербурга. "Новые известия" отправили свои запросы губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и главе МЧС Владимиру Пучкову.
Надо заметить, что в эти дни в Санкт-Петербурге проходит XV Форум средств массовой информации Северо-Запада. Программа мероприятия разнообразная. Журналистам даже предложили оценить ход строительства уникального плавучего энергоблока на Балтийском заводе и посетить плавучую АЭС. Это возмутительно, поскольку достоянием общественности уже стал тот факт, что на борту атомной баржи находится почти 2 тонны бомбовых материалов. Но тем не менее, Балтийский завод устраивает экскурсии!
Напомним, до июля 2017 года Росэнергоатом постоянно поднимал вопрос о загрузке топлива в Санкт-Петербурге, в одном из самых густонаселенных районов города. И был поставлен крайний срок: топливо на борт плавучей АЭС должно быть загружено до конца 2016 года.
По словам председателя правления экологического центра «Беллона» Александра Никитина, Росатом был настолько скрытен относительно планов по загрузке ядерного топлива, что иногда казалось, что эта операция будет произведена тайно. Но ведь как в воду смотрел Александр Никитин!
К обеспокоенности по поводу риска возникновения чрезвычайной ситуации во время загрузки топлива, которая может привести к загрязнению пятимиллионный Петербург, добавилась и негативная реакция МИД Норвегии. Норвежцы против предполагаемой транспортировки плавучей АЭС с почти 2 тоннами ядерного топлива вдоль побережья своей страны. Госсекретарь Норвегии Марит Бергер Рёшланд выразила протест российским планам буксировки «Академика Ломоносова» вдоль норвежского побережья. В ответ глава Росатома Алексей Лихачев в официальном пресс-релизе пообещал, что сначала энергоблок будет отбуксирован в Мурманск, и только потом специалисты приступят к операциям по загрузке ядерного топлива. В Мурманск - как объяснял А. Лихачев - плавучую станцию без ядерного топлива отбуксируют через Балтийское море, мимо берегов Финляндии, Швеции, Польши, Германии, Дании и Норвегии.
Но ядерное топливо не первый месяц находится на борту плавучей АЭС "Академик Ломоносов". Напомним, что еще в 90-е годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга издало указ о запрете проведения любых ядерных операций в городской черте. Именно по этой причине загрузка топлива на атомный ракетный крейсер «Петр Великий», построенный на Балтийском заводе, происходила в другом месте. Сегодня строится атомоход «Арктика». Возникает вопрос : этот атомный великан тоже будут загружать ядерным топливом на Балтийском заводе, в обход решения Законодательного собрания? И каким образом на борт "Академика "Ломоносова" "просочилось" ядерное топливо?
- Реакторная установка на плавучей АЭС – это лишь часть станции, - доходчиво объясняет доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. - Там огромное количество оборудования, которое должно быть связано именно с исправной работой паропроизводительной установки. Конечно, они могут быть каким-то образом проверены в холостом режиме. Но это нереальная приемка плавучей атомной станции в работу.
Напомним, все атомные ледоколы, которые строились на Балтийском заводе, уходили в Мурманск с работающей реакторной установкой. И только потом специалисты приезжали в Мурманск и исправляли все недоделки! Но напомним также, что "Академик Ломоносов" - несамоходное судно. И в Мурманск его поведут на буксире. Неужели высокообогащенный уран-235 так и поедет "пассажиром" на этой атомной барже?
В Петербурге тем временем продолжаются экскурсии по плавучей АЭС. Во время экскурсии журналистам рассказывают, что после завершения строительства "Академик Ломоносов" будет отбуксирован морским путем к месту эксплуатации, то есть на Чукотку. Ядерный реактор в процессе транспортировки будет находиться в заглушенном состоянии.
Но на борту плавучей АЭС находится не один ядерный реактор, а два... И плюс почти 2 тонны ядерного топлива. Но этом экскурсоводы из Росэнергоатома уже почему-то не рассказывают.
КСТАТИ
Пока очередной материал о тайной загрузке ядерного топлива на борт "Академика Ломоносова " готовился к печати, пришло письмо из Департамента коммуникаций Росатома, в котором директор этого департамента Андрей Черемисинов сообщил "Новым известиям", что "строительство плавучей АЭС "Академик Ломоносов" практически завершено. В настоящий момент закончена промыва контуров реакторной установки, и плавучий энергоблок (ПЭБ) готовится к загрузке ядерного топлива. Руководством ГК "Росатом" принято решение, что загрузка топлива в реакторы плавучей атомной станции будет производиться в Мурманске, на базе ФГУП "АТОМФЛОТ", обладающей всей необходимой инфраструктурой".
Атомное ведомство старательно уходит от ответа на прямой вопрос, как ядерное топливо уже попало на борт "Академика Ломоносова"? Когда? И кто дал указание произвести загрузку топлива - а это высокообогащенный уран-235 - в центре густо населённого района Петербурга. И каким образом "Академик Ломоносов" будет теперь продвигаться в сторону Мурманска, на базу АТОМФЛОТа, если Норвегия против?