В футболе принято зарабатывать, а такие команды как Аргентина и Испания делать это умеют очень профессионально.
В современном футбольном мире вопросами товарищеских встреч занимаются матч-агенты. Они занимаются переговорами и получают большие комиссионные от выгодных сделок. С определённого момента функции выбора соперников и переговоров перешли от рук РФС к крупнейшему отечественному матч-агенту – компании Telesport, которой руководит Петр Макаренко. Именно Telesport является крупнейшим игроком на рынке медиаправ в России, а сам Макаренко считается тем самым «богатым покровителем» Олимпийской чемпионки 2014 года Юлии Липницкой. На счету компании Макаренко уже немало организованных встреч сборной России, в том числе и с Аргентиной в 2009-м, и с Бразилией в Лондоне. Сам же Петр нелестно отзывается о российском футболе. По его словам, «он давно не смотрит российский футбол», а «матчи, которые организовываются компанией – всегда бизнес».
Естественно, у каждой из команд есть свой подобный матч-агент, который хочет выбить наиболее выгодные условия не только для своей сборной, но и для самого себя. Так, матч 7 октября этого года против Кореи должен был принести некоторые дивиденды и самим корейцам. Но, как заявил генеральный секретарь РФС Александр Алаев, «удалось договориться без денег». Это стало возможно благодаря старому «товарищу» сборной России – Гусу Хиддинку. Оплатить корейцам перелёт, проживание и гонорар вызвался именно фонд голландского специалиста, тесно сотрудничающий с Федерацией футбола Кореи. Матч прошёл, российская сторона не осталась в убытке. Telesport и РФС, не потратив почти ничего, получили хорошую прибыль с игры. Она стала выигрышной для Сборной России «во всех отношениях».
Но со сборной Аргентины такая удобная для всех схема не прошла и переговоры затянулись. По информации самого Петра Макаренко, они были очень тяжелыми и длились больше года. Договориться все же удалось, но цена оказалась довольно внушительной. Вот и Александр Алаев рассказывал о сложной работе по организации товарищеских матчей сборной с Telesport в том же ключе: «Посмотрели, кто и в какие окна будет свободен, и начали работу. С кем-то было договориться проще, с кем-то – сложнее, но в итоге календарь сборной мы обеспечили. На октябрьское окно была свободна только Азия. Мы держали в уме Корею, Иран, также Японию и Узбекистан. Это ведущие азиатские команды, на своем континенте – топовые. Как в случае с Аргентиной, так и в случае с Бразилией и Испанией в общей сложности договаривались больше года. Понятно, что окон в календаре у таких команд мало, график расписан на два, а то и на три года вперед».
Лицензированный ФИФА матч-агент Гильермо Тофони, с которым Telesport и вели переговоры о товарищеской встрече, оказался более разговорчивым, нежели представители российской стороны. В компании Петра Макаренко неохотно говорили о цифрах, зато аргентинец выложил всю подноготную. «Обычно Аргентина просит 2 миллиона долларов за игру, однако для России цены была меньше, так как все национальные сборные счастливы потренироваться в стране, где проводится чемпионат мира. Здесь экономическая составляющая выходит на второй план», - рассказал Тофони. Аргентинец, конечно, немного лукавит, поскольку по имеющейся информации за матч против России Аргентина получит 1 млн долларов. Одним из условий контракта был приезд и выход на поле Лионеля Месси. А это, естественно, стоит дополнительных денег. Гильермо Тофони объяснил, что если бы Месси закончил карьеру в сборной, то в год сборная Аргентины потеряла бы 10-12 миллионов долларов. Сумма, казалось бы, не очень большая. Но вот Александр Алаев на вопрос о стоимости аргентинской звезды в составе «альбиселесте» ответил так: «Месси – это дорого. Очень. Элита стоит денег. Есть такая формулировка «состав А», и это сразу прописывается в контракте».
К счастью, у России и Аргентины один технический спонсор – Adidas, что явно сыграло на руку компании Telesport. Лионель Месси – лицо Adidas, потому-то презентацию официального мяча чемпионата мира как раз приурочили к матчу против Аргентины. Успели убить двух зайцев, можно так сказать. Успели – потому что РФС не будет продлевать контракт с компанией Adidas и следующим летом у сборной России появится новый технический спонсор. То есть фактически, Adidas заканчивает в нашей стране два масштабных проекта – сборная и чемпионат мира 2018. Нового спонсора, конечно же, найдёт компания Петра Макаренко.
Если со взаимодействием между агентами все предельно ясно, то во взаимоотношениях между Telesport и РФС существует два пути. Первый вид контракта таков: Telesport находит спонсора, а РФС подписывает с ним контракт. В свою очередь компания Петра Макаренко получает с этой сделки комиссию. Как рассказывал сам руководитель Telesport, «компания N дает Российскому футбольному союзу 100 рублей, а РФС из них нам — десять. Все элементарно. Мы приходим, приносим деньги и уходим». Другой вид соглашения заключается в том, что уже сама компания Петра Макаренко подписывает контракт со спонсором и выделяет деньги на нужды РФС. Этот вид взаимоотношений гораздо более популярен, если верить словам представителей Telesport. Сама компания присутствует не только в футболе, но и в целом ряде других видов спорта. Разумеется, им выгодно пригласить одного спонсора в разные виды и лично распределять деньги между федерациями по мере необходимости. При этом, суммы контрактов с инвесторами чаще всего становятся коммерческой тайной. Правда, нынешние взаимоотношения с Виталием Мутко у компании Telesport не совсем гладкие. Если верить источникам, близким к РФС, Петр Макаренко практически вышел из доверия Виталия Мутко. Причиной тому могла стать некая внушительная сумма, которую задолжала компания Telesport Российскому футбольному союзу. Об этой истории известно мало, а комментировать ее желающих нет. А ведь когда-то фирма Петра Макаренко полностью оплатила поездку сборной России на чемпионат мира в Бразилию. Естественно, авансом и, конечно же, не в рамках акта благотворительности. И, как заявляет сам Петр Макаренко, именно его компания привела в РФС всех спонсоров, кроме РЖД.
В интервью ТАСС, глава Telesport не стеснялся своих достижений в поддержке РФС и раскрыл кое-какие финансовые тайны существования организации:
— Бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер все-таки создал удивительную коммерческую историю…
— Я вам так скажу: каждый футболист, тренер, судьи должны начинать утро с того, чтобы бить лбом возле портрета Блаттера — настолько возросли в цене телевизионные права, спонсорские вложения. Это огромная заслуга Блаттера, он сделал футбол индустрией мирового масштаба. Еще 20 лет назад, когда он начинал работать, были совершенно другие цены. Например, отчисления от спонсоров возросли раз в восемь-десять. Назовите мне бизнес, который вырос в десять раз.
— РФС как себя чувствует в этой системе, в которую приходят огромные деньги из Китая, США, арабских стран?
— РФС живет на коммерческие деньги, зарабатывает сам. Там нет никаких вливаний. Была помощь от Алишера Бурхановича Усманова, но это не системно. Все остальное — коммерческие вливания партнёров и отчисления от ФИФА и УЕФА.
— Сколько примерно составляет долг организации на данный момент?
— Точно не могу сказать, но сейчас он в тех параметрах, которые позволяют нормально существовать. То есть это не 100% от годового дохода, как было раньше, а 15.
— А каков бюджет? Появится максимум один-два новых партнёра, но радикально на ситуацию это не повлияет.
— Порядка 3 млрд рублей в год. Это не только от спонсоров, но и от ФИФА, УЕФА, прибыль от матчей сборной, билетов, продажи прав. Но все это коммерческие источники. Это не то чтобы кто-то по звонку приходит и вручает деньги, как в тех же клубах. РФС существует только за счёт своей рыночной, коммерческой деятельности.
— На такие деньги можно нормально функционировать?
— Зависит от того, какие цели перед собой ставить. У РФС цели взвешенные, так что нормальный бюджет.
— Вы ведь приводили спонсоров РФС — Adidas, Huawei, Volkswagen, Coca-Cola. Насколько это долгосрочные отношения?
— У Volkswagen свои проблемы, связанные с многомиллиардными штрафами. Соглашение с ними истекло в конце прошлого года. Все остальные спокойно будут работать дальше.
— Цель привести новых спонсоров есть?
— Понимаете, их же много не может быть. Вот у ФИФА, например, шесть спонсоров первой категории и восемь — второй. Здесь примерно то же самое. Три самых больших спонсора — Adidas, НОВАТЭК и "Мегафон", дальше все остальные — порядка десяти компаний. Появится максимум один-два новых партнёра, но радикально на ситуацию это не повлияет.
Но был момент, когда отношения Telesport и РФС испортились. Это произошло ещё во время руководства структурой Николая Толстых. Он одним из первых решил встать на тропу войны с футбольными агентами. Наверное, поэтому до прихода на пост главы РФС Николая Толстых, мало кто знал о взаимоотношениях Telesport и Футбольного союза. По словам Петра Макаренко, именно с Толстых было сложнее всего работать, «потому что он не понимал простых вещей». Интересно, какие «простые вещи» имелись в виду? В интервью Eurosport пожелавший остаться анонимным футбольный агент рассказывал немало интересного из теневой кухни своей профессии.
“Иногда я получаю фиксированные деньги при подписании контракта, иногда – процент от зарплаты. Зависит от того, как договоримся. Бывает, получаю комиссию и потом еще процент от контракта. Например, если недостаточная комиссия будет. Самые большие комиссионные в моей жизни – 250 тысяч евро. Было и 100 тысяч, и 50, и даже 20. Я такой человек, если мне предлагают 100 тысяч – я их беру. Я не буду просить 150. - рассказывал футбольный агент.
Не обошел он стороной и вопрос откатов: «Знаю о случаях, когда в первой лиге за бесплатного игрока платили 400 тысяч долларов комиссионных. В первой лиге. Это откат – все деньги агенту не дадут. Он получит 100-150 тысяч, остальные вернет. Я расскажу, как это бывает. Президент покупает игрока. Деньги, которые есть на трансфер, не его, а акционера. У меня были такие сделки: полиция чуть не поймала меня, потому что вышло так, будто я забрал 600 тысяч. А я снял эти деньги, отвез их обратно, себе взял 250 тысяч. Или идёт генеральный директор к президенту и говорит: «Вот такой-то агент просит 600, или 500, или 400 – неважно». А генеральный директор говорит мне: «У нас 200 тысяч: 100 тебе, 100 оставляешь мне». Президент об этом не знает.
Им нужен такой агент, который все знает и молчит». У самого же Петра Макаренко были свои претензии к Николаю Толстых и его противостоянию работе Telesport и футбольных агентов. Кстати, в результате того конфликта тогдашний президент РФС и предал огласке имя главного партнера футбольной организации. Николай Толстых славился своей нелюбовью к агентам. Возможно, его добила и невыплата 14 млн рублей в срок компанией Telesport, а может быть странная история с 210 миллионами рублей, которые компания Петра Макаренко выплатила ИФД «Капитал», погасив долг РФС. Но этот этап уже в прошлом, как и президентское кресло самого Толстых.
После целого ряда громких заявлений градус борьбы тогдашнего главы РФС и компанией Telesport Петра Макаренко достиг предела. “Агенты" получают 100 миллионов долларов. При этом в российском футболе есть масса нерешённых проблем в региональных детских школах, центрах подготовки футболистов. Эти средства, если они имеются, целесообразно направить на полезные программы, детский и массовый футбол. Мы признаем проблему - деятельность агентов в российском футболе. И речь не только о финансовых ресурсах. Это и влияние агентов на процессы в российском футболе, в том числе на формирование личности юного спортсмена. Если агенты влияют на юного футболиста больше, чем родители, учителя, работодатели, либо мы это признаем рисками для российского футбола, либо кто-то считает, что это норма. Наша позиция - с этими процессами надо разобраться - бушевал Николай Толстых. Тогда же комиссия РФС по деятельности агентов предупредила 42 агентов о лишении лицензии и ограничила процентную долю комиссионных. В этой борьбе за выживание победили агенты.
Николай Толстых уже давно не президент РФС, а «гильдия агентов» процветает. Даже Мишель Платини в какой-то мере пострадал от попытки навязать свой порядок футбольным агентам. «Агенты, конечно, нужны: они защищают интересы футболистов. Возможно, что этот вопрос не очень удачно был проработан. Теперь ФИФА делегирует право регулировать вопросы агентской деятельность на уровень континентальных и национальных федераций. Возможно, благодаря этому мы сможем исправить возникшие перегибы», - заявлял Мишель Платини.
В сухом остатке получается, что компания Telesport организует все от и до, получает суммы с контрактов, навар с продажи билетов, а РФС радостно отчитывается о проведенных матчах национальной сборной. И эта тенденция не может не нравиться руководству Российского футбольного союза. Ведь в итоге получается лишь чистая прибыль! Telesport гарантирует стабильные вознаграждения, сумма которых засекречена. Плюс, чем матч популярнее у зрителей на стадионе и у телеэкранов, тем выше доходы РФС от рекламы собственных спонсоров. Кстати, на игре против Аргентины ожидается аншлаг, так что компании Петра Макаренко и РФС можно не переживать за прибыль от успешной билетной программы и реализации рекламных соглашений.
Так, правда, в случае сборной России бывает не всегда. К примеру, матч против Камеруна, который собрал всего 3,5 тысячи зрителей, оказался для Telesport убыточным. Руководитель компании еще перед знаменитой встречей против Бразилии в Лондоне рассказал как на тот момент происходила дележка прибыли между участниками большой сделки под названием «товарищеский матч»: «Ни тогда, ни сейчас никто никому не платит. У любого матча есть доход, который складывается из телевизионных прав, рекламы, спонсорских взносов и стадионной прибыли. Этот доход делят в некоей пропорции в зависимости от договоренности. Если один из участников матча принадлежит к ведущим командам, то ему достается большая часть. Но в минусе, как правило, никто не остается.
В прошлом году, когда сборная России проводила перед Euro контрольные матчи с Литвой и Италией, «прибалтам» достались 5 процентов, а с Италией доходы поделили строго пополам. Что касается визита Бразилии семь лет назад, то, кажется, дележ был в пропорции 70:30 в пользу южноамериканцев. Но в сумме они получили раза в два меньше, чем писали. Если приплюсовать расходы по перелету и проживанию, получится более значительная цифра, но все равно не полтора миллиона».
ИСПАНЦАМ ТОЖЕ БУДЕМ ПЛАТИТЬ? Ответ на этот вопрос очевиден – платить будем всем. Несмотря на то, что Испания уступает Аргентине в рейтинге ФИФА, ценник, который выставили футбольные агенты оказался выше аргентинского. Сообщается, что за игру российская сторона выплатит 1,5 млн евро. Причем деньги вежливо попросили перечислить еще до начала матча. Владелец «Телеспорта» намерен вернуть часть средств за счет рекламы, телетрансляций и продажи билетов. Матчи против Коста-Рики и Бельгии стоили в пять раз меньше.
Стоит ли ждать «состава А» в таком случае на игре в Санкт-Петербурге? Судя по ценнику – да. Скорее всего на столь внушительную сумму повлияли и перемены в руководстве Федерации футбола Испании. Летом 2017 года был арестован глава организации Анхель Мария Вильяр. Его обвинили в совершении экономических преступлений, а ведь именно с ним была изначальная договоренность у компании Telesport. Пришлось Петру Макаренко начинать переговоры с чистого листа с преемниками Вильяра, а там, скорее всего поднялись и цены на приезд, и условия стали не столь выгодными, как при прежнем главе федерации. России еще предстоит сыграть против Бразилии в марте 2018 года. Эту информацию подтвердил еще летом вице-президент Бразильской конфедерации футбола Фернандо Сарни. Несмотря на заверения Петра Макаренко, в СМИ не раз публиковалась цифра в 1,5 миллиона долларов за прошлый матч на стадионе «Локомотив». Бразилия – самая дорогая сборная мира, поэтому платить будем и ей. В 2014-м году Турция заплатила бразильцам уже 3 млн долларов за товарищеский матч. Интересно, сколько же будет стоить встреча с «пентакампеонами» для россиян, с учетом скидки на страну-хозяйку мундиаля? 4-5 миллионов долларов? Да уж, это не Бельгия за 300 тысяч евро на стадионе «Фишт» в Сочи.
Полная версия материала опубликована в газете "Советский спорт"