Мимо контролёров. Как попали в центр Петербурга две тонны ядерного топлива

11 ноября 2017, 10:36
Строители плавучей АЭС "Академик Ломоносов", которая стоит в центре северной столицы, манипулируют с ядерным топливом по своему усмотрению и без должного контроля со стороны госорганов, считают независимые эксперты.

Надежда Попова

"Новые известия" продолжают свое расследование: каким образом почти 2 тонны высокообогащённого урана-235 оказались на борту атомной баржи в центре Петербурга? Напомним, об этом стало известно из сюжетов ТВ-журналистов, которые побывали на борту "Академика Ломоносова".

- Мы тоже посмотрели это кино, - отметил в нашем разговоре независимый эксперт по проблемам ядерной энергетики , координатор антиядерной программы Гринпис Рашид Алимов, - более того, мы моментально направили запросы в Ростехнадзор, Росэнергоатом и Росатом с требованием объяснить, каким образом ядерное топливо оказалось в хранилищах плавучей атомной станции? Ждем ответы.

По мнению независимого эксперта Алимова - и он высказывал это мнение еёе несколько месяцев назад, когда шли жаркие дебаты о загрузке высокообогащенного урана-235 в трюмы "Академика Ломоносова", на плавучей АЭС отсутствовал государственный надзор. С этим были согласны и в Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Еще в июне эта комиссия подготовила обращение к Правительству России с просьбой о включении плавучих АЭС и атомных ледоколов, которые строятся на верфях Балтийского завода, в перечень объектов постоянного государственного надзора.

Проект постановления, подготовленный депутатом Михаилом Амосовым, был поддержан всеми членами комиссии. У депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, специалистов в области использования атомной энергии и жителей города вызывают огромное беспокойство вопросы обеспечения должного контроля за строительством плавучих ядерных энергетических блоков и ледокольных судов с ядерными энергетическими установками.

- Дело в том, что такого объекта, как плавучая АЭС "Академик Ломоносов" нет ни в списке постоянного надзора, ни в схеме территориального планирования в области энергетики, - объясняет Рашид Алимов.- То есть плавучей АЭС нет в основном документе, определяющем государственную политику в области энергетики.

Чего тогда удивляться, что ядерное топливо на атомную баржу "пронесли" мимо носа Ростехнадзора? Но когда же это могло произойти? Пришлось полистать российские СМИ. И вот на сайте издания "Журналистская правда" (02.06.2016 года) находим интересный текст, в котором рассказывается, что на плавучую АЭС "Академик Ломоносов" уже загружено ядерное топливо. Получается, что почти 2 тонны бомбовых материалов находятся в центре пятимиллионного города уже почти 17 месяцев? За это время на атомном понтоне было 2 пожара.

Интересна позиция пресс-службы Балтийского завода.

- Мы не понимаем, почему вопрос загрузки ядерного топлива вызвал такой резонанс. Тип реактора, который установлен на плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» – это КЛТ-40С. Наш завод уже 14 раз погрузил и ввел в эксплуатацию реакторы такого типа на различных судах. Поэтому наши специалисты прекрасно знают, как с ними работать и какие меры безопасности необходимо соблюсти.

Получается, это 15-ая по счету загрузка.

Напомним о страшных фактах из биографии отечественных ядерных реакторов: 18 января 1970 года при строительстве атомной подводной лодки К-320 проекта 670 «Скат» в Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово" произошёл несанкционированный запуск реактора, который проработал на запредельной мощности 15 секунд. Произошло радиоактивное заражение территории цеха, в котором находились почти 1000 рабочих. Радиоактивного заражения местности удалось избежать. Но люди ушли с завода домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Позже 6 человек доставили в больницу Минатома, в Москву. Трое из них скончались с диагнозом "острая лучевая болезнь".С заводчан взяли подписку на 25 лет о неразглашении ядерного ЧП.

10 августа 1985 года на атомной подлодке К-431 Тихоокеанского флота, находившейся у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма в Приморье, производилась перезарядка активных зон реакторов. Но случилось непредвиденное: в момент подъёма крышки ядерного реактора мимо проходил торпедный катер, который сильно превысил скорость. Произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана. Произошёл взрыв. В центре взрыва уровень радиации составлял 90 000 рентген в час. 10 подводников погибли мгновенно. От военных моряков осталась только пыль... На месте аварии был установлен режим информационной блокады. Разъяснительная работа с населением не проводилась. И люди получили дозу облучения: пострадали 290 человек.

-Загрузка ядерного топлива на борт плавучей атомной станции в пределах многомиллионного Петербурга подвергает жителей города опасности и противоречит действующему законодательству, - уверен Рашид Алимов. - Отсутствие постоянного надзора за сооружением плавучей атомной станции недопустимо. Но мы ждем ответы на поставленные вопросы от Росатома, Росэнергоатома и Роскомнадзора.

"Новые известия" следят за ситуацией вокруг плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" в центре Петербурга. Напомним, объект с ядерным топливом на борту находится в 2 км от Эрмитажа.

#АЭС #Происшествия #Новости #Санкт-Петербург #Экология #Надежда Попова
Подпишитесь