О том, что на самом деле происходит в этой крупнейшей стране Аравийского полуострова, объясняет на сайте Московского Центра Карнеги арабист Марианна Беленькая.
Автор называет недавние события в этой стране «саудовской революцией», и, судя по масштабам, это действительно так: за два дня были задержаны 11 принцев и около 30 бывших и действующих министров и предпринимателей. По официальной версии причина арестов - коррупция, по неофициальной – централизация власти в руках наследника престола. Система компромиссов, которая до сих пор работала внутри королевской семьи, рухнула: король Салман болен, а потому принц Мухаммед решил гарантировать себе королевскую корону и сосредоточить всю власть в своих руках.
Кроме задержанных кузенов принца Мухамеда, а также министров и магнатов, в эти же дни – случайно или нет – погиб в авиакатастрофе и ещё один его кузен - принц Мансур бен Мукрин, отец которого был ещё недавно наследником престола, пока король Салман бен Абдул-Азиз не сменил правила престолонаследия.
Свои позиции любимый сын короля принц Мухамед укрепляет уже несколько месяцев. Сначала он установил контроль над министерством внутренних дел, потом над Национальной гвардией, последовательно сместив их прежних руководителей. Все это должно позволить ему беспрепятственно проводить свою политику.
А планы у принца Мухамеда бен Салмана грандиозные: он намерен открыть Саудовскую Аравию для инвесторов и туристов, призывает саудитов отказаться от экстремистских идей, которые существенно тормозят развитие страны. Именно принц Мухамед представил инвесторам план строительства Неома – «города будущего», который будет полностью функционировать только за счет солнечной и ветряной энергий и станет технологическим хабом для стран всего региона.
Кроме того, по его инициативе создана программа «Перспектива-2030», которая должна по покончить с нефтяной зависимостью страны с помощью модернизации экономики. Принц делает ставку на частное предпринимательство и локализацию производства. Кроме того, именно он убедил своего отца издать революционный указ о праве женщин садиться за руль...
При этом принц Мухаммед пользуется поддержкой и Дональда Трампа, и Владимира Путина – это по его инициативе король Салман неделю назад посетил Россию. Ходят и совсем сенсационные слухи - о сближении с Израилем...
Однако в самой Саудовской Аравии и в этом регионе планы принца Мухамеда воспринимают насторожено. И хотя он сам уверен, что его реформы поддержит прежде всего молодежь, как раз она-то может и не захотеть ждать результатов. Это и долго, и непривычно. Чтобы изменить экономическую систему, стране нужна реформа образования, которая позволит решить острою проблему безработицы. Государство уже сократило число рабочих виз для иностранцев, но хватит ли квалификации у местных рабочих? И станут ли избалованные саудовцы осваивать «непрестижные» профессии? Смогут ли они развивать свой бизнес вместо того, чтобы безбедно занимать государственные должности? Хватит ли терпения у граждан дождаться результата реформ? И еще: не испугаются ли инвесторы того, что все в стране зависит от решений одного человека?
Все это касается внутренней политики, но есть вопросы и к внешней. Во–первых, военная кампания в Йемене, которую начал принц Мухамед, до сих пор не завершилась. Равно как не принесла плодов и дипломатическая блокада Катара, который не только не сдался, а напротив - еще больше сблизился с Тегераном. А в результате накалились до предела и грозят войной ирано-саудовские отношения.
Недаром американские аналитики считают, что Саудовская Аравия переживает «самый нестабильный период за последние полвека». Вероятно, что принц Мухамед массовыми арестами решил отвлечь общественность и от международных неудач, и от беспокойства по поводу экономических реформ. Арестованные стали «стрелочниками» внутри страны, а Иран – снаружи...
«Сможет ли этот «супермен», как его называют некоторые арабские СМИ, одержать победу в своих войнах, изменить Саудовскую Аравию и регион? Удастся ли до основания сломать старый мир и построить на его руинах прекрасное будущее, которое он рисует перед инвесторами и собственными гражданами?» - задается в заключении вопросами автор.
Полностью здесь