Согласно Статистике МРС (ведущая компания США по исследованию рынка), глобальный рынок DEF (дизельной вытяжной жидкости) вырастет с 9.95 миллиардов долларов в 2016 году до 22.80 миллиардов долларов к 2023 году, а совокупный среднегодовой темп роста составит 12.5%.
Одним из факторов ожидаемого роста является строгое регулирование выбросов автомобилей, что увеличивает спрос на дизельные СКВ (селективное каталитическое восстановление – один из основных методов очистки дымовых газов от оксидов азота). При этом в скором будущем ожидается, что требования очистки будут распространяться и на легковые автомобили в США, Индии и Китае.
Сегодня Северная Америка является лидером рынка DEF. Основными игроками на рынке выступают BASF SE, CUMMINS Inc., PotashCorp, Royal Dutch Shell PLC, и China Petrochemical Corporation (Sinopec). Очевидно, что и другие нефтехимические гиганты не преминут присоединиться к лидерам, либо завоевать часть растущего рынка.
Справка: DEF (англ. Diesel Exhaust Fluid)– так в Северной Америке называют реагент, более известный в Европе как AdBlue, а в некоторых странах как AUS 32 (англ. Aqueous Urea Solution 32).
Это вещество используется для очистки выхлопных газов дизельных двигателей методом селективной каталитической нейтрализации. Он представляет собой водный раствор, состоящий из 32,5 % высокоочищенной мочевины и 67,5 % деионизированной воды. Реагент DEF (AdBlue) не является токсичной жидкостью, не имеет запаха, однако, позволяет снизить содержание оксидов азота (NOx) в выхлопе дизельных двигателей на 90 %.
В Европе правами на торговую марку AdBlue владеет Ассоциация автомобильной промышленности Германии. Как информирует Автомобильный портал, название AdBlue было выбрано в качестве товарного знака немецкой Ассоциации автомобильной индустрии и является маркетинговым термином, обозначающим жидкость для системы сажеулавливания.
Требования к реагенту AdBlue определяются европейским стандартом ISO 22241 или немецким DIN 70070. В России этим стандартам соответствует ГОСТ Р ИСО 22241.
Реагент DEF (AdBlue) AdBlue впрыскивается в выпускной трубопровод, в результате селективной каталитической реакции оксиды азота и аммиак преобразуются в безвредные азот и водяной пар.
Уже сегодня на всех новых американских и европейских автомобилях с дизельным двигателем – не важно, говорим мы о легковой машине или о грузовике – имеется отдельный бак с синей крышкой, куда заливается этот реагент. Он впрыскивается в катализатор SCR, чтоб разрушить сажу и частицы несгоревшего топлива, разложив их на безвредные для экологии воду и азот.
Без DEF (AdBlue) большинство современных дизельных автомобилей откажутся заводиться или будут работать в режиме низкой мощности, (так называемый «аварийный режим»). Потому при пользовании таким двигателем необходимо контролировать уровень DEF (AdBlue) и пополнять его при необходимости.
Потребление реагента в легковых автомобилях составляет около 5 % от потребления дизельного топлива. В грузовых автомобилях система очистки выхлопа включается на более раннем этапе, и поэтому потребление DEF (AdBlue) составляет около 6 %. Для легкового автомобиля потребление DEF (AdBlue) составляет примерно 1 литр на 1000—1200 км, для грузовика расход возрастает, составляя в среднем 1.5- 2 литра на 100 км пути.
Стоимость DEF (AdBlue) диктуется закупочными ценами на мочевину. Для производства 1 литра мочевины требуется 1 килограмм природного газа. Согласно данным Всемирного банка, цена на мочевину в январе 2016 года составляла около 200 евро за тонну, что соответствует около 8 евроцентам за литр AdBlue.
В России пока нет законодательной базы для обязательного применения реагента. Но скорее всего это вопрос времени.
Остальные подробности темы - в отраслевом журнале "Химагрегаты",