Posted 8 ноября 2017, 09:55
Published 8 ноября 2017, 09:55
Modified 7 марта, 17:16
Updated 7 марта, 17:16
Публицист Илья Пожидаев развенчивает мифы, возникшие в последнее время вокруг понятия «искусственный интеллект»:
«Сегодня со всех сторон слышатся опасения, что искусственный интеллект (далее по тексту – ИИ) вот-вот начнет вытеснять с рынка труда и квалифицированных, и низкоквалифицированных специалистов. Обозреватель «Русской службы BBC» Ксения Гогитидзе в статье «Искусственный интеллект – угроза или помощник для человечества?» пишет, что «изменения коснутся сотен миллионов рабочих мест».Медиамагнат Дмитрий Ицков «на 100 процентов уверен», что в скором времени, ориентировочно в ближайшие 30 лет, человеческая личность будет полностью перемещена в оболочку робота – и, соответственно, биологическому человеку в новой системе координат попросту не найдется места: все будет роботизировано и компьютеризировано. Встречаются и другие не менее бодрые публицистические прогнозы в том же ключе.
Примечательно, что совершенствование ИИ вызывает, главным образом, журналистскую рефлексию. Ученые и изобретатели, непосредственно занимающиеся модифицированием уже существующего ИИ, а также созданием новых форм оного, как правило, настроены в данном отношении куда более скептически и сдержанно.
В частности, один из разработчиков и лицо социальной сети «Фейсбук» Марк Цукерберг убежден, что ИИ не способен причинить людям вреда, а равно как-либо попрать человеческие возможности – в какой бы то ни было сфере: он и в дальнейшем будет лишь помогать людям, оптимизируя производственные и творческие процессы. Программист и соучредитель компании «Майкрософт» Пол Аллен считает проблему надуманной и призывает заниматься реальными и насущными проблемами в информационной сфере. Ученый и изобретатель Эндрю Ын считает, что ИИ действительно может начать «забирать работу» у людей, но пока эта проблема неактуальна, а может и вовсе не вступить в силу. Изобретатель и программист Стивен Возняк в принципе допускает весь тот перечень негативных последствий, который сейчас озвучивается в СМИ в связи с ИИ, но убежден, что это, если и произойдет (а не факт, что вообще произойдет), - дело еще очень далекого будущего. А нынешний генеральный директор компании «Майкрософт» Сатья Наделла и вовсе убежден, что ИИ будет не сокращать рабочие места, а, напротив, их увеличивать – за счет технологического прогресса и, как следствие, появления все новых и новых сфер человеческой активности.
Разумеется, в исследовательской и изобретательской среде тоже хватает паникеров (типа Стивена Хокинга, Илона Маска, Билла Гейтса, Макса Тегмарка и др.), но покамест они все же в меньшинстве, хотя именно их мнения активно муссируются и выдвигаются на первый план в СМИ.
Стоит ли, в самом деле, рядовым труженикам страшиться этого зверя под названием «ИИ»? Прежде чем начать предметно рассуждать на тему ИИ, равно как и на тему опасности такового для рынка труда, необходимо, в первую очередь, понять, что же это, собственно говоря, такое – ИИ. Как ни странно, именно терминологический, т.е. базовый, аспект и является камнем преткновения.
Компьютер, калькулятор, гаджет и т.д. и т.п. – все они способны производить сложнейшие операции и комбинации операций буквально в доли секунды, и на это, понятное дело, не способен ни один человеческий интеллект (собственно говоря, именно поэтому человек и пользуется этими техническими средствами). Но означает ли это, что все они «умнее» человека? Вот именно по этому поводу и имеются серьезные разногласия, которые до сих пор не преодолены.
Если под интеллектом понимать комбинаторику, то, безусловно, даже примитивные электронно-технические устройства «умнее» любого человека. Однако при этом они не наделены свободой волей и способностью к творчеству. Все операции они производят исключительно по прямому указанию человека, которые тот, в свою очередь, задает нажатием соответствующей кнопки. Очевидно, именно по этой причине никто и не высказывает опасений, что калькуляторы, ЭВМ, Интернет или Ватсап выкинут десятки миллионов рабочих рук на улицу. Все вышеозначенные достижения техники прекраснейшим образом применяются в работе многочисленных компаний – и не то что не угрожают кому-либо из работников, а, наоборот, сильно облегчают им жизнь на их рабочих местах.
Но если под интеллектом понимать непременное наличие свободы воли и способности к творчеству, т.е. к созданию принципиально новых композиций в области науки, искусства, техники и т.д., то тут возникают некоторые опасения. Зачем компании журналисты, копирайтеры и рерайтеры, если есть ИИ с безупречной грамотностью? Зачем нужны композиторы, если ИИ уже умеет писать музыку без дополнительной помощи какого-либо специалиста в области музыки? Зачем нужны ученые, если можно создать и запустить в работу программы и устройства, способные обрабатывать и комбинировать информацию, получая необходимые выводы, и эти программы и устройства будут при этом во многие десятки раз превосходить любой человеческий интеллект? Зачем, в конце концов, учителя и врачи, если с помощью программ можно обучаться, и с помощью программ же можно оперативно диагностировать состояние собственного здоровья, не отстаивая сутками в длинных поликлинических очередях?
Надо сказать, что основания для этих опасений действительно имеются. Правда, они несколько раздуты и преждевременны, а могут в итоге и вовсе оказаться несостоятельными – просто потому, что ИИ, даже в каких-то определенных рамках способный к творчеству, действует совершенно по-другому, нежели интеллект человека. Именно по этой причине он будет просто не способен (во всяком случае, в обозримой перспективе) вытеснить и заменить собой человеческий интеллект. Об этом – поподробнее…
Учёными и программистами уже разработаны и успешно опробованы десятки программ и приложений, способных диагностировать всевозможные заболевания, вплоть до онкологических (IBMWatsonforOncology, IBMMedicalSieve, GoogleDeepMindHealth, NeuroLex.co, Face2Gene, Sense.ly и мн. др).Казалось бы, раз такие программы и приложения уже существуют и применяются, то можно запросто уволить десятки миллионов медицинских работников. Оказывается, нет, нельзя: самостоятельно лечить эти программы и приложения не способны, они лишь диагностируют возможные заболевания, предлагают возможные варианты лечения и возможные лекарства, а принимать конкретные решения должны все равно врачи, т.е. люди. ИИ «Ампер», который считается ИИ № 1 в мире в сфере создания музыкальных произведений, - пока что выдает крайне монотонные и однообразные мелодии, а потому вряд ли способен заменить собой талантливого композитора. Переводчик «Яндекса», также теперь оснащенный сверхсовершенным, по сегодняшним меркам, ИИ, - все равно порой допускает ошибки, особенно в тех случаях, когда пользователи загружают предложения с причастными и деепричастными оборотами, а равно незнакомыми этому переводчику словами. Чат-бот на «Фейсбуке» разработал свой собственный язык, но получился он практически бессвязным. Такие машины вряд ли способны составить адекватную конкуренцию представителям творческих профессий.
Ученые, программисты, конструкторы и проч. пока что не научились создавать машины, способные мыслить и творить самостоятельно. Машина может быть во многие десятки раз быстрее любого человеческого гения, но при этом она категорически не способна (по крайней мере, пока что) комбинировать имеющиеся опции и полученные данные таким образом, чтобы они представляли собой какой-либо принципиально новый продукт. А те устройства и программы, которые «затачиваются» под творчество выдают продукцию крайне низкого качества.
Это может означать, в том числе, и то, что нынешние разработки творческого ИИ идут просто не по тому пути. Известно же, что неуспешные летательные аппараты первоначально были оснащены машущими крыльями, а неуспешные паровозы первоначально - чем-то похожим на ноги вместо колес. Весьма вероятно, что с чем-то аналогичным сталкиваются и нынешние разработчики ИИ, которые уже сейчас могут создавать машины с невероятной памятью и комбинаторикой, но при этом категорически не в состоянии преодолеть рубеж «творчески мыслящей» машины.
Многие исследователи (в частности, И.М. Росоховатский, А.А. Стогний, В.М. Глушков и ряд др.) полагали и полагают, что ИИ в сугубо творческом и волевом аспектах вряд ли в ближайшее время приблизится к интеллекту биологическому, поскольку для формирования биологического интеллекта необходим процесс социализации, чего напрочь лишен ИИ. Как известно, именно в результате социализации люди адаптируются к какой-либо деятельности, научаются взаимодействовать друг с другом, работать сообща – и именно в этом формате достигают конструктивно новых решений. Пока что люди не научились «социализировать» устройства, а посему опасность того, что какая-либо ЭВМ или программа потеснит ученого, писателя, композитора, а равно любого иного творческого человека, - в значительной мере надумана. Возможно, когда-либо в дальнейшем люди и научатся генерировать некий электронный интеллект, который может вовсе обойтись без социализации (такие попытки сейчас и предпринимаются), но пока что этого нет, и к этому пока еще даже не приблизились.
ИИ действительно способен заменить собой специалистов, выполняющих простейшие технические функции: шофёров, грузчиков, курьеров, телефонных операторов, моделей и т.д. Он может заменить собой на самом деле даже более квалифицированных специалистов, также работающих по определенным строго выверенным «шаблонам»: врачей, учителей, юристов, бухгалтеров, тренеров и т.д. И действительно такая замена, с учетом уже имеющихся технических возможностей, может произойти уже сегодня. Но, тем не менее, ее не будет – ввиду того, что труд людей в соответствующих сферах пока что значительно дешевле, оперативнее, да и эффективнее.
В частности, беспилотный грузовик «Даймлер», основанный на ИИ, не способен развивать даже скорость 100 км/ч, зато уже сейчас имеет массу проблем в эксплуатации, связанных как раз с системой автономного управления. Если для обеспечения системы автономного управления, основанной на ИИ, требуется порядка 30-40 тыс. долл. США (это 1 млн 700 тыс. – 2 млн 400 тыс. руб.), то средняя заработная плата водителей в России, по данным сайта «Хэдхантер», составляет всего-навсего 45 тыс. руб. ежемесячно. Надо ли говорить о том, что и ремонт таких «искусственно-интеллектуальных» машин обойдется многократно дороже? К тому же живые водители допускают намного меньше ошибок и работают гораздо более оперативно. Поэтому шоферам не стоит опасаться за свою работу из-за ИИ: их непосредственному работодателю куда выгоднее они, нежели дорогостоящая программа, толком не отработанная в пилотном режиме.
Таким образом, все те риски и вызовы, которые якобы таит в себе ИИ сегодня и в ближайшей перспективе, на деле оказываются не более чем истерией, которая обильно подпитывается красочными примерами из американских блокбастеров типа «Терминатора» и «Звездных войн». В сухом же остатке это не более чем игра нашего воображения, основанная на сочных голливудских образах, внедренных в наше бессознательное.
Да, уже сегодня ИИ способен выполнять подавляющее большинство трудовых функций – от разнорабочего до офисного клерка. Да, уже в скором времени ИИ рискует стать феноменально продуктивным и даже в каком-то смысле «самостоятельным». Но ИИ не представляет никакой опасности для трудящихся граждан – и, по всей видимости, еще очень долго не будет представлять. Хотя, возможно, лет через 30-40 и появятся основания вернуться к этой проблеме...»