У Чехова есть ранний и очень смешной рассказ «Глупый француз», герой которого – французский актер, гастролирующий в России, решил пообедать в трактире. И чуть не сошел с ума: его русский сосед – а это было на Масленой неделе – непрерывно заказывал и съедал такое дикое количество блинов и закусок, что бедный француз уверился, что тот решил покончить счёты с жизнью таким оригинальным образом. Обратившись к соседу с тем, чтобы отговорить его от самоубийства, француз получил отличный урок жизни: «самоубийца» указал ему на прочих посетителей трактира. Буквально все столы были завалены жратвой, а официанты как угорелые подносили и подносили новые и новые порции... «О, страна чудес! - думал Пуркуа, выходя из ресторана. - Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!»
Статья кремлевского идеолога Владислава Суркова «Кризис лицемерия. «I hear America singing»», опубликованная на сайте RT напомнила мне этот рассказ. Напомнила не несчастного героя-наблюдателя, а истинных героев - блины.
Блины многословия: цитаты из немецких философов и американских песен, ссылки на греческую мифологию, Библию, древнеримскую историю, и популярные комиксы... – все эти бесчисленные «блины» ради одной, и даже не мысли, а фразы «Кризис лицемерия — так можно назвать эту совокупность странностей наших дней...».
Разумеется, речь идёт не о кризисе какого-то там отвлеченного лицемерия, а совершенно конкретного, американского. Далее же, пишет Сурков, «либо крах, либо спасительная симплификация (то есть упрощение, если по-русски) системы».
Американской, разумеется.
То есть из всего этого блинного нагромождения можно сделать вывод о том, что Кремль спит и видит эпоху божественной простоты, которая наступит в мире с приходом «простых» парней или девиц типа Трампа или Марин Ле Пен. А лицемерие, которое олицетворяют собой либералы Обама или Меркель – навсегда канет в Лету.
Потому что нечего.
Стало быть, коли логически развивать нехитрую фразу Суркова: если не крах, то упрощение.
Чтобы, как в войну было предельно ясно: где враг, а где свои.
Куда стрелять, если что.
Но лучше все же, не стрелять.
Лучше обойтись, потому как начнись стрельба, еще неизвестно, чем она закончится...
Лучше все же так: ты враг? Вот и сиди в своем окопе. И не высовывайся.
А мы будем в своем сидеть и твой окоп на мушке держать.
А то развели тут обамы демагогию и лицемерие: демократия, блин, прогресс, блин, свобода, блин, совести, права, блин, человеков...
А сами вообще живут по двойным стандартам!
Сами воротят, что хотят, а другим – ни-ни!
Как любой классический пропагандист, Сурков сознательно выпускает из дискурса самую важную составляющую, которая напрочь бы спутала весь его антилицемерный пафос.
Нет никакого спору о том, что Запад действительно погряз в лицемерии, что двойные стандарты реально существуют и вполне себе процветают в политике США по всему миру и у себя внутри, в том числе. Только пел об этом отнюдь не один цитируемый Сурковым Айвен Муди из группы 5FDP, но – вы не поверите! – еще Джон Леннон, лет этак сорок назад. И сотни, тысячи других певцов, поэтов, публицистов и философов.
А лицемерие все так же - цветет и пахнет. Хотя и в кризисе.
Почему?
Ответ и прост, и сложен, одновременно.
Но если просто, то хвалёное западное лицемерие – это один из типов животной реакции на попытку изжить животное же начало в человеке. Не неприкрытое насилие, как в России или в Китае, в которых, впрочем, это начало особо изживать не торопятся, а именно лицемерие.
Ты хитришь, изворачиваешься, юлишь, чтобы урвать побольше благ от жизни. И ровно так же поступает целое государство.
Но парадокс состоит в том, что от любого вида лицемерия есть очень хороший антидот. Зовется он свободой. И в первую очередь, базовый вид свободы – свобода предпринимательства (шире – творчества), которая даёт прочный фундамент всем остальным свободам: слова, совести, выбора и т.д...
В том числе, и свободному судопроизводству, которое обеспечивает на Западе защиту от любого проявления животного. И от лицемерия тоже. Примеры этого мы сейчас и наблюдаем в той же клятой Америке, когда судьи раз за разом выносят решения, идущие вразрез с указами Трампа.
Эта борьба с лицемерием и двойными стандартами, а по сути с животным в человеке, была, есть и будет очень тяжелой, кровавой, мучительной и затянется на многие столетия. Но без нее никуда.
Без нее – снова окопы. Пусть и не с регулярной перестрелкой, но с неизбежными провокациями. То есть с тем, о чем и мечтает, судя по всему кремлевский пропагандист.
Потому что Кремлю так сподручнее. Потому что в России место лицемерия занимает насилие. А бороться с насилием свободой предпринимательства и прочими свободами как-то не очень-то и легко. Скорее сложно. А если точно, то и невозможно. С насилием привычнее бороться насилием же. Вот потому-то бюджетные деньги, которые невероятно важно направить на развитие медицины, образования, технологий, в России идут – в Росгвардию, полицию, армию.
То есть в пустоту...
Вот собственно и все, что нужно знать про западное лицемерие в сурковском изводе. И если изложить это в одной предельно доступной фразе, то в статье Суркова сказано совершенно по-детски: забирай свои игрушки и не писай в мой горшок.
Но и это еще не все.
Дело в том, что кроме западного существует и даже процветает и суверенное русское лицемерие, о котором пропагандист сказать постеснялся. И оно, даже как-то неловко это говорить, будет пострашнее западного.
Поскольку русская мысль в отличие от той же западной никогда не отличалась особым блеском, а сама Русь не рождала великих мыслителей, а всё только великих творцов, то и пример русского лицемерия тоже будет из области творческой.
Это всем известный с детства Павел Иванович Чичиков, тот самый, упоминаемый Сурковым в статье трикстер, только подмеченный не западным умом, а невероятнейшим пером Николая Васильевича Гоголя.
Положа руку на сердце, разве не всякий русский человек, читая «Мертвые души» переживает за главного героя, за то, чтобы всё у него сложилось и вывел бы он свои души в Херсонскую губернию, а там бы и заявил об их безвременной кончине и получил бы знатную компенсацию?..
Разве отечественная политика не строится на чичиковских принципах?
Тому же кто не верит и дабы соблюсти литературную симметрию, цитата из другого великого классика, другого Николая – Николая Семеновича Лескова, из его рассказа «Железная воля»:
«На мой взгляд, не глупее вас был тот англичанин, который, выслушав содержание "Мертвых душ" Гоголя, воскликнул: "О, этот народ неодолим". - "Почему же?" - говорят. Он только удивился и отвечал: "Да неужто кто-нибудь может надеяться победить такой народ, из которого мог произойти такой подлец, как Чичиков...»?
Игорь Зотов